Помогите решить проблему с рукой при письме

Содержание

Ребёнок плохо пишет. Признаки дисграфии

Помогите решить проблему с рукой при письме

Современные дети учатся читать и писать, как правило, еще до школы. Если в этом возрасте малыш плохо справляется с трудной премудростью, это можно списать на возрастные особенности, хотя правильнее уже на этом этапе обратиться к логопеду.

Обычно родители начинают бить тревогу только в 1-2 классе школы, когда ребенок приносит сплошные двойки по чистописанию. Несмотря на явные проблемы с русским языком, ученик хорошо успевает по математике, которая требует больше сообразительности. В таких случаях возникает закономерный вопрос: «Возможно, это дисграфия?»

Что такое дисграфия?

Дисграфией в психоневрологии называют стойкое нарушение письма, несмотря на сохранный интеллект, слух и зрение. Довольно часто ее сопровождает дислекция, которая проявляется плохими способностями к чтению.

Ученые считают, что грамотное письмо – сложнейший вид человеческой деятельности, который состоит из нескольких этапов. Вначале мы создаем мысленный образ текста, определяем последовательность слов в предложении.

Чтобы правильно написать каждое слово, нужно понимать его звуковую структуру. Следующая задача – звукам нужно сопоставить определенные буквы. Затем воспроизвести образ буквы, зрительно контролируя точность написания.

Вот сколько трудных задач нужно выполнить ребенку, чтобы научиться хорошо писать.

При дисграфии происходят «поломки» на одном из перечисленных этапов обучения грамоте. В зависимости от того, какая функция нарушена, различают разные формы расстройства.

При этом виде дисграфии ребенок с трудом пишет и читает, потому что плохо слышит звучащую речь, не может различить фонетический состав слова. Распознать такое нарушение можно по типичным ошибкам, которые говорят о том, что ребенок пишет слова так, как услышал. Например: «ножка» — «ношка», «щетка» — «четка».

Зрительная дисграфия связана с трудностью запоминания того, как выглядят различные буквы. Нарушение умения различать буквенные изображения приводит к их заменам и искажениям при письме и чтении. Например З заменяется на Э, Л на Д.

Когда ребенок читает или пишет, у него возникают зрительные затруднения. Он не может глазами удержать строчку целиком. У некоторых дисграфиков может страдать моторная функция руки во время письма.

По статистике признаки дисграфии обнаруживается примерно у трети российских младшеклассников.

Почему возникает нарушение

Дисграфия свидетельствует о нарушенной способности писать и читать, в которой задействованы различные отделы головного мозга: центры речи, слуха и моторики, логическое мышление, зрительное восприятие. Чаще всего врачи объясняют данное отклонение неравномерным развитием мозговых полушарий.

Речевой центр находится в левом полушарии, поэтому если у ребенка более развито правое полушарие, это может отразиться на овладении письмом и чтением. Эта теория подтверждается тем, что мальчики страдают дисграфией в 3–4 раза чаще девочек. Доказано, что у мужчин правое полушарие работает гораздо интенсивнее, чем левое.

Перечень факторов, которые могут вызвать подобные отклонения, довольно велик. Специалисты делят их на несколько групп:

  1. Биологические: поражения ЦНС в результате тяжелой беременности, родовой травмы, осложнения детских болезней, травм головы.
  2. Социально-психологические: педагогическая запущенность, нехватка общения, использование в семье двух и более языков, ребенок пошел в школу слишком рано, интенсивные темпы обучения.
  3. Наследственные факторы.

Как понять, что ребенок плохо пишет и читает из-за дисграфии?

Распознать диграфика можно по стойким письменным ошибкам. Его неграмотность отличается определенной спецификой, на которую могут обратить внимание родители, проверяя тетрадки. Для дисграфии характерно:

  • Застревание на одной букве: «За зомом росли момидоры» — «За домом росли помидоры».
  • Зеркальное написание букв.
  • Пропуск букв, чаще гласных: «Плох» — «Плохо»; «Девча» — «Девочка».
  • Перестановка букв: «Грекча» — «Гречка»; «То дома» — «От дома».
  • Путаница звонких и глухих согласных; заднеязычных г-к-х, сонорных р-л, свистящих и шипящих согласных.
  • Неумение передавать мягкость согласных: «Сольить» — «Солить».
  • Слитное написание слов, в частности, служебных: «Ветки березыи сосны».

Безусловно, у таких детей страдает почерк. Строчки могут наезжать одна на другую, заходить за поля. Ребенок пишет грязно, делает много помарок, а учителя жалуются, что плохо разбирают написанное.

Если к дисграфии присоединяется дислекция, ребенок может читать как бы по «догадке». При этом он часто заменяет слова близкими по звучанию, но разными по смыслу: «Богатыри» — «Богатые»; искажает окончания; переставляет слоги; пропускает или добавляет буквы.

Позиция школы 

Помимо того, что дисграфик плохо пишет и читает, он может испытывать проблемы на уроках рисования, ручного труда. Изучая иностранный язык, он путает буквы двух алфавитов, которые выглядят одинаково.

На уроке математики не в состоянии правильно читать условие задачи, запоминать различные фигуры.

Часто такие дети плохо ориентируются в пространстве и времени, не запоминают слова учителя, бывают несобранными, быстро утомляются.

Ситуация «хронического неуспеха», непонимание преподавателей  все это негативно воздействует на психику ребенка. У него нарастает утомление, пропадает желание посещать школу. Между тем страдающие дисграфией дети могут успешно учиться по специально разработанным методикам.

В некоторых странах, например, в Англии, нашли возможность помочь необычным школьникам и создали для них особые программы обучения. К сожалению, российская школа пока не озабочена проблемой дисграфии: нет специалистов и методик, позволяющих индивидуально работать с такими учениками. Все тяготы по коррекции навыков письма и чтения ложатся на плечи родителей.

Что делать, чтобы помочь детям с дисграфией?

Первое, что можно посоветовать родителям, столкнувшимся с подобной проблемой – не падать духом. Дисграфия поддается корректировке. Возможно, ребенку не удастся овладеть 100%-ной грамотностью, но приблизиться к идеалу вполне реально. Одним могут потребоваться месяцы, другим годы, но если настойчиво заниматься, результаты появятся в любом случае.

Без помощи логопеда родителям не обойтись. Чем раньше они найдут опытного специалиста, работающего с дисграфией, тем быстрее ребенок научится грамотно писать и читать. Суть логопедических занятий — тренировка буквенного зрения и развитие речевого слуха.

Занятия проводятся по комбинированной системе. Логопед использует речевые игры, магнитную азбуку или картинки для составления слов. Наглядные пособия играет особую роль, позволяя образно запомнить изображения букв. «С» напоминает лунный серп, «Ж» — жука и т. д. Такую наглядную азбуку полезно иметь дома и тренироваться по ней самостоятельно.

Хороший специалист обязательно порекомендует, как заниматься дома. Вот примеры упражнений, которые помогут ученику быстрее компенсировать дисграфию:

  1. В любом предложенном тексте ребенок должен вычеркнуть указанные буквы. Начните с одной гласной, затем переходите к согласным. Например, «Зачеркни все буквы «Е», а «У» обведи». Можно давать те пары согласных, с написанием которых есть проблемы: «Р» – «Л», «Ж» – «З» и т. д. Ежедневно посвящайте этому упражнению около 5 минут. Через 2-3 месяца регулярных упражнений ребенок начнет лучше писать и читать.
  2. Полезно писать маленькие диктанты карандашом. От коротенького текста ребенок не устанет и сделает меньше ошибок (что его очень воодушевит). Диктуйте простые тексты около 200 слов. Проверяя, не перечеркивайте ошибки, а просто делайте пометки на полях ручкой любого цвета, кроме красной. Затем дайте школьнику найти ошибки и исправить. Ребенок просто стирает неверный вариант и пишет правильный. В результате вы достигнете несколько целей: ошибки найдены и исправлены самим ребенком, а тетрадь в идеальном состоянии.
  1. Просите ученика медленно читать отрывки текстов из детских книг, напечатанных крупным шрифтом. Он должен стараться четко произносить звуки, а родители исправлять, если необходимо.

На весь срок логопедической коррекции необходимо создать ребенку режим наибольшего благоприятствования. После неодобрительных выговоров учителей и огорчений из-за плохих школьник должен почувствовать хоть небольшой, но успех. Именно этой цели подчинена суть занятий — путем маленьких побед замотивировать школьника на то, что со временем он сможет читать и писать не хуже одноклассников.

Помимо обращения к логопеду, ребенку с дисграфией сможет помочь невролог. Он порекомендует курс препаратов, которые повысят мозговую активность, улучшат память и снимут беспокойство.

Основные правила занятий

  • Попросите учителя, чтобы он не проверял у ребенка скорость чтения. Подобный вид проверки давно вызывает критику психологов, но, к сожалению, продолжает применяться в школе. Даже обычные дети испытывают сильный стресс, читая на скорость, а у наших дисграфиков от такого экзамена может развиться нешуточный невроз.
  • Не используйте принцип – читать и писать как можно больше. Лучше меньше, но регулярно. Вначале уделите больше внимания отработке устной речи, звуковому анализу слов.
  • Объемные домашние задания разбивайте на несколько частей, между их выполнением делайте паузы для отдыха.
  • Члены семьи должны следить за собственной речью, она должна быть грамотной, внятной и выразительной. Тогда и речевые способности ребенка будут развиваться быстрее.
  • Старайтесь не показывать свое недовольство от допущенных ошибок. Не ругайте за промахи, а мягко внушайте ребенку: «Со временем все получится!» Объясните малышу, что не считаете его ленивым или глупым, а ошибки возникают из-за объективных проблем, которые вы будете решать вместе.

Если дети плохо пишут или читают, это не свидетельствует об их неполноценности.

Пусть им трудно овладеть письмом и речью, зато в лучшей степени развито оригинальное, образное мышление. В истории есть немало примеров, когда люди, страдающие дисграфией, становились знаменитыми учеными, политиками, художниками, в частности, Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль… А подтянуть успеваемость до приличного уровня поможет тесное сотрудничество родителей, логопеда и учителей.

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/rebenok-ploho-pishet-priznaki-disgrafii/

Пока не поздно: что делать, если ребенок неправильно держит ручку?

Помогите решить проблему с рукой при письме

Проблема, как научить ребенка правильно держать ручку, обычно возникает у родителей перед оформлением в школу.

Специалисты утверждают, что данным вопросом нужно заниматься гораздо раньше, чтобы ребенок понял, как захватывать и приспособился держать письменные принадлежности в руке правильно. Иначе может потребоваться оперативно переучиваться.

Родителям полезно знать, что делать, если ребенок неправильно держит ручку.

В школе детям приходится много и часто писать. От того, как ученик держит ручку, зависит его скорость письма, почерк. Многие родители сталкиваются с проблемой неправильного положения письменных принадлежностей в руке у ребенка.

Чаще всего она обусловлена неразвитой мелкой моторикой. Маленькие дети держат карандаши, ручки, погремушки всеми пальцами, сжимая их в кулак. Некоторые ребята старшего возраста сдавливают инструмент для письма, выставляя пальцы вперед.

Такое положение неправильное, оно часто превращается в привычку, от которой достаточно сложно избавиться. Поэтому важно вовремя заняться переучиванием малыша. Неверное положение ручки может быть обусловлено тем, что родители не показали, как нужно держать инструмент для письма в руке.

Последствия неправильного держания ручки

Неверный захват письменных принадлежностей является не таким уж и безобидным, как думают многие родители. Он может приводить к серьезным проблемам со здоровьем: например, искривлению позвоночника, ухудшению качества зрения из-за принятия неправильного положения за столом.

Неверный захват письменных принадлежностей может обернуться:

  1. низкой скоростью письма;
  2. быстрой утомляемостью при черчении, рисовании, штриховании, письме;
  3. плохой успеваемостью в школе;
  4. снижению психологической адаптации.

Неправильный захват приспособления выглядит со стороны очень странно, особенно если ребенок уже достаточно большой. Важно не допустить того, чтобы неверное положение ручки вошло в привычку. Иначе эта проблема будет мучить человека и во взрослом возрасте.

Признаки того, что малыш неправильно держит ручку:

  • большой палец находится ниже указательного;
  • ребенок оказывает слишком большое надавливание на бумагу во время письма;
  • верхний конец инструмента направлен не в сторону плеча;
  • пальцы расположены далеко от пишущей части инструмента;
  • ребенок во время письма сдвигает вниз не ручку, а тетрадный лист;
  • три пальца находятся на одном уровне относительно пишущей части приспособления («щипковый захват»);
  • инструмент для письма лежит на указательном пальце.

Наличие хотя бы одного из приведенных выше признаков говорит о том, что родителям нужно предпринимать определенные меры по обучению ребенка правильно держать ручку.

Почерк при неверном расположении в руке инструмента для письма ухудшается примерно на 80%.

Как научить ребенка правильно держать ручку?

Если ребенок неправильно держит ручку, то родителям нужно попытаться оперативно решить эту проблему. Для этого существуют разные способы. Важно проводить занятия в игровой форме. Если малышу во время обучения будет интересно, то получится быстрее добиться положительного результата.

Эффективные методы:

  • рисование маленькими мелками (длиной около 3 см). Такие изделия нельзя зажать в кулаке. Во время создания изображений ребенок автоматически будет держать их тремя пальцами;
  • салфетки. Взять половину салфетки и расположить ее в нижней части ладони ребенка. Предложить зажать изделие мизинцем и безымянным пальцами. Остальные пальцы должны держать ручку;
  • резинка. Зафиксировать инструмент для письма в руке при помощи резинки. Когда ребенок попытается взять приспособление всеми пальцами и сжать его в кулак, то будет испытывать дискомфортные ощущения. Это отучит его неправильно держать ручку;
  • игра в дартс. Надо предложить дошкольнику представить, что ручка, это дротик, которым нужно метнуть в тетрадный лист;
  • красные отметки. На среднем пальце ребенка нарисовать фломастером точку, которой должна касаться ручка. На расстоянии 1,5 см от пишущего края инструмента также стоит поставить отметку. Благодаря ярким пятнам ребенок не будет забывать о том, как правильно держать инструмент для письма в руке.;
  • ручка-тренажер. Купить такой предмет можно во многих канцелярских магазинах. Изделие имеет трехгранную форму. Его вес небольшой. Это позволяет легко учиться правильно держать ручку и писать;
  • насадки на ручки. Продаются в канцелярских магазинах. Имеют специальные выемки для пальцев. Форма насадок забавная, поэтому пользоваться ими доставляет ребятам большое удовольствие. Есть насадки для левшей и правшей.

Если у родителей не получается научить дошкольника правильно держать ручку, тогда стоит обратиться за помощью к специалисту. Данным вопросом занимаются педагоги, воспитатели.

Как выбрать хорошие письменные принадлежности?

Чтобы ребенок сразу научился правильно держать ручку, мало объяснить ему и показать, как это делать. Важно использовать подходящие письменные принадлежности. Они представлены в магазинах в большом ассортименте. Родителям нужно знать критерии выбора хорошего товара.

Принадлежности для письма должны отвечать таким требованиям:

  1. наличие резиновой вставки около основания. Благодаря ей ручка не будет выскальзывать из рук. Также пальцы не будут уставать во время письма;
  2. безопасность. Изделие должно быть изготовлено из нетоксичных материалов. Дети любят все тянуть в рот, и ручка не является исключением;
  3. форма корпуса. Стоит отдавать предпочтение трехгранным изделиям;
  4. длина. Оптимальная длина ручки составляет 13 см и выше, а толщина не должна быть больше 0,8 см.

Для выведения букв в прописи рекомендуется покупать шариковые варианты ручек. Лучше выбирать стержни с фиолетовыми либо темно-синими чернилами. Тогда ученик не будет прилагать усилия во время письма. Голубые стержни оставляют не такой отчетливый след, как синие, поэтому ребенок станет давить на ручку во время письма.

Знакомство с пишущими предметами лучше начинать с карандашей. Они легче захватываются и удерживаются в верном положении. Когда ребенок поймет, как правильно располагать изделие в руке, тогда можно приступать к знакомству с ручками.

Специалисты отмечают, что многие дети неверно держат ручку из-за того, что принимают за письменным столом неправильное положение. Поэтому родителям нужно следить за тем, как сидит их ребенок. Стоит придерживаться правила “трех углов”.

Как правильно сидеть за столом школьнику

Согласно ему, колени под столом – это прямой угол, руки, согнутые в локтях – это второй, а спина и бедра – третий угол. Ноги необходимо держать вместе на полу либо подножке. Важно следить за тем, чтобы локти ребенка лежали на столе.

Между поверхностью и грудной клеткой должно быть расстояние, равное двум сантиметрам. Тетрадь надо располагать под углом 30 градусов. Голову следует немного наклонить вперед. Оптимальное расстояние от глаз до листа составляет 20-30 см.

Если неправильный захват ручки обусловлен плохо развитой мелкой моторикой, тогда специалисты рекомендуют родителям проводить с ребенком такие занятия:

  • рисование по клеткам, обведение фигур по контуру;
  • нанизывание бусин на нитку;
  • завязывание узлов на веревках и нитках;
  • вырезание ножницами из бумаги фигур;
  • лепка из теста, кинетического песка, пластилина;
  • рисовать карандашами, кистью и красками, фломастерами.

Также полезна пальчиковая гимнастика. Движения выполняют под чтение детских стишков.

Суть заключается в сгибании/разгибании пальцев, сжатии их в кулак, расслаблении. Важно вовлекать в игру все пальцы ребенка. Улучшает мелкую моторику перебирание пуговиц, разрывание листов бумаги.

по теме

Как научить ребенка правильно держать ручку:

Таким образом, проблема неправильного захвата ручки является актуальной для многих детей 5-6 лет. Важно решить ее до поступления в школу, иначе у ребенка будут проблемы с адаптацией и успеваемостью. Существуют разные способы научить дошкольника держать ручку.

Можно использовать салфетки, насадки, специальные принадлежности, резинки и т.п. Также не стоит забывать следить за положением тела ребенка за столом во время письма. Полезно совершенствовать ловкость пальцев путем рисования, лепки, нанизывания бусин, пальчиковых игр.

Источник: https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-starshe-5-let/nepravilno-derzhit-ruchku.html

Как исправить почерк? Почему у ребенка плохой почерк

Помогите решить проблему с рукой при письме

Заставляя ребенка писать красиво, мы забываем, что каллиграфия — это особый вид изобразительного искусства, искусства красивого письма. Иметь каллиграфический почерк дано не каждому, и это требует регулярных упражнений. В школе, скорее, предъявляются требования не столько к красоте почерка, сколько к его разборчивости и понятности для окружающих.

Обучение письму начинается в возрасте 6-7 лет в подготовительной к школе группе или 1 классе, при этом, как показывают исследования, для детей 6 лет письмо является более сложным упражнением, чем для детей 7 лет. Различия в скорости письма и мышечном напряжении наблюдаются у разновозрастных детей на протяжении первых трех лет обучения в школе.

В XVII веке каллиграфии обучали до обучения чтению, заставляя механически переписывать буквы, слоги, слова, а затем и целые предложения.

Такие упражнения по формированию почерка длились месяцами, но их эффективность была невысока.

Позднее методики обучения хорошему почерку совершенствовались, в частности, обучение письму и красивому почерку стало проводиться вместе с обучением чтению, то есть письмо стало осознанным.

Элементы механического обучения письму применяются до сих пор: дети учатся по прописям с готовыми образцами почерка: сначала дети обводят палочки-кружочки и отдельные элементы букв, затем повторяют образец.

Позднее дети начинают работать в разлинованных тетрадях, в тетрадях с косой чертой — вспомогательные линии помогают детям сориентироваться на листе, соблюдать пропорции букв и соединений, что делает почерк красивым.

Почерк ребенка начинает формироваться в начальной школе при обучении письму, с годами тренировок ребенок пишет быстрее: ребенок быстрее пишет отдельные элементы букв, быстрее связывает буквы, выбирает наиболее рациональные элементы букв и их соединений, да и сами буквы становятся мельче. В начальной школе важно научить ребенка писать красиво и разборчиво — это лучше, чем потом исправлять корявый почерк, «как курица лапой».

Основные проблемы письма ребенка

Вообще говоря, понятия «плохой почерк» с точки зрения науки не существует, но в школе учителя в эти слова вкладывают вполне определенный смысл. Чтобы улучшить почерк ребенка, нужно определить, что именно не нравится в написанном:

  • слова и предложения «уезжают» вверх или вниз, то есть не находятся на одной линии;
  • ребенок пишет в произвольном месте листа (дезориентация на листе);
  • написание букв слишком схоже, что не позволяет прочитать написанное. Например, буквы Н, И, П, К и другие;
  • путаница между буквами А и О, когда ребенок неправильно соединяет их с другими буками;
  • разный наклон и размер букв и слов;
  • слишком слабый или слишком сильный нажим букв;
  • слишком мелкие или слишком крупные буквы.

При обучении младшего школьника письму для устранения этих проблем нужно:

  • развивать наглядно-образное и отвлеченное мышление ребенка, чтобы он мог понимать конфигурацию букв, соотношение буквы с определенным звуком, запоминать план написания буквы;
  • развивать способности зрительного восприятия различных форм;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве листа, строк, умение определять соотношения между элементами букв, расстояния между отдельными элементами;
  • укреплять руки и улучшать координацию движений, улучшать мелкую моторику ребенка;
  • научить пользоваться ручкой;
  • научить автоматически принимать правильную позу письма: прямая спина, наклон руки, правильный захват ручки, положение тетради и т.д.;
  • убедиться, что ребенок правильно понимает понятия «верх», «низ», «право», «лево». В противном случае ребенок может путать расположение элементов букв, например, Б и Д;
  • сформировать мотивацию ребенка иметь красивый, правильный, разборчивый почерк.

Ошибки письма детей и взрослых

Многие проблемы почерка связаны с тем, что при письме затрачивается слишком много энергии, рука устает, начинает болеть, появляются вмятины на пальцах, мозоли, — все это не дает писать легко и красиво.

Поэтому, прежде чем начать работать над улучшением почерка, нужно уяснить, есть ли проблемы подобного рода и устранить их: научиться расслабляться, относиться к письму как занятию ровно, спокойно, научиться правильно держать ручку, правильно сидеть за столом и держать тетрадь.

Нужно также купить хорошую ручку (шариковую или перьевую), без ребер, хорошие тетради, чтобы письмо было легким и приятным. (К сожалению, современные производители порой предлагают настолько некачественные письменные принадлежности и тетради, что писать в них одно мучение).

Чтобы научиться писать красивым почерком, нужно начать с основ: научиться правильно держать ручку

Обратите внимание, как именно вы или ваш ребенок пишет: водит ли он кончиками пальцев («рисует») или двигает всей рукой до плеча? Если рисует, то это приводит к быстрому утомлению, и буквы получаются разного размера и наклона. Попробуйте написать букву в воздухе — вы двигаете всей рукой — вот таким и должно быть письмо на бумаге.

Изменение почерка взрослых

В старшем возрасте, когда вышеперечисленные навыки и умения выработаны, научиться писать красивым почерком можно, повторяя чей-то почерк, копируя его.

Как правило, желание улучшить или просто изменить свой почерк возникает у детей с 11 лет и позднее, когда ребенок начинает заботиться о мнении окружающих о себе, вырабатывает свой стиль.

Желанию изменить почерк больше подвержены девочки, чем мальчики. Мальчики, в основном, ограничиваются подбором красивой росписи.

Чтобы научиться писать красивым почерком, лучше начать работать по прописям.

Можно использовать школьные (рекомендуют Чудо-прописи Веры Илюхиной, в которых дается алгоритм написания букв и приводится масса продуктивных упражнений) или распечатать красивый рукописный шрифт, которому вы хотите подражать: начать с первых упражнений по обводу букв и элементов, затем копировать элементы без подсказки-контура, а затем писать слоги, слова, предложения и тексты целиком. Если нет прописей, их можно сделать самому, распечатав нужный текст на принтере и положив сверху полупрозрачный лист бумаги. Также для тренировки подойдут тетради с вспомогательными линями — косыми линейками, расположенными таким образом, чтобы размеры букв и их наклон были стандартными.

Прежде чем начать занятия, нужно проанализировать свой почерк: напишите на листе бумаги несколько предложений, посмотрите на буквы, оцените:

  • расстояние между словами;
  • расстояние между буквами;
  • размер букв;
  • наклон;
  • нажим на бумагу;
  • ровность строк;
  • четкость линий (ровные и четкие или корявые, неровные);
  • стиль букв (угловатые, округлые, квадратные и т.п.).

Оценив эти особенности своего почерка, можно понять, что именно не нравится и как нужно изменить почерк. Можно сразу же выполнить упражнения на устранение обнаруженного недостатка.

Чтобы лучше понять, что именно вы хотите изменить, посмотрите почерки других людей, готовые шрифты, попробуйте написать буквы и их элементы, подражая этим почеркам, попробуйте совместить их со своим. Что получилось? Довольны ли вы результатом?

Лучшие свои и чужие образцы можно распечатать и положить на видное место. Здесь также можно применить методы НЛП и аутотренинга, когда вы запоминаете почерк, закрываете глаза, расслабляетесь и воображаете, как пишете именно этим почерком. Говорят, помогает.

Сколько нужно заниматься?

Самостоятельное формирование почерка подражательным методом требует систематической работы: чтобы красиво писать, это нужно делать каждый день не менее 15-30 минут; занятия раз в неделю по часу ничего не дадут, навык не будет сформирован.

Но нужно понимать, что это должны быть специальные занятия формирования почерка, а не письмо на лекциях или уроках в школе, где из-за большого темпа письма не приходится говорить о красоте записей и тренировке элементов.

Заниматься почерком придется отдельно.

Когда работа в прописях и тетради с косыми линейками будет завершена, лучше всего купить самую красивую тетрадь и начать работать в ней: писать стихи, высказывания известных людей, отрывки прозы.

Рекомендуется и просто больше писать ручкой, например, вести дневник, раскрашивать, лепить, рисовать, делать гимнастику для пальцев рук.

 После систематических занятий получится добиться изменения почерка в лучшую сторону.

Правда, существуют заболевания и особенности нервной системы, не позволяющие добиться блестящих результатов, в этом случае нужно проконсультироваться с врачом. Также отдельно стоит заметить, что проблемы с почерком, а, вернее, с письмом есть у людей, страдающих дислексией.

Курсы каллиграфии

Как и в любом виде обучения, если подходить к вопросу самостоятельно, много времени тратится на его изучение, поиск методик, советов, а само обучение происходит методом проб и ошибок.

Но существуют групповые, индивидуальные и даже дистанционные курсы каллиграфии, на которых опытные специалисты, используя опробованные методики обучения каллиграфическому письму, поставят почерк и научат писать красиво.

Такое обучение, конечно, будет более эффективным, нежели самостоятельное.

Но так ли нужен красивый почерк?

Люди старого времени говорят, что почерк — это визитная карточка человека, он должен быть красивым, понятным, и к тому же разборчивый почерк упрощает жизнь тех, кому вы пишете.

Но так ли много мы пишем вручную в XXI веке? Сколько существует профессий, где нужно иметь красивый почерк? Раньше каллиграфы работали в ОВД и ЗАГСах и красиво оформляли паспорта, свидетельства о браке и о рождении детей, но и туда уже пришли компьютерные технологии — все документы выдаются в печатном виде.

Даже открытки можно подписывать на принтере, используя специальные декоративные шрифты. Стоит ли «убиваться» за красоту почерка, стараться сделать его идеальным, каллиграфическим, ругать своих детей, доводя до нервозов постоянными переписываниями и исправлениями?

Источник: https://pedsovet.su/publ/156-1-0-5522

Что полезнее: письмо от руки или печать?

Помогите решить проблему с рукой при письме
Картинка: © politoboz.net

В начальных классах школы до сих пор снижают оценки за «грязь» в тетрадях и неаккуратный почерк. Возможно, через десяток лет мы перестанем писать и сможем печатать необходимую информацию, а бумажные тетради и учебники больше не понадобятся.

После окончания школы и университета взрослые редко пишут от руки. Большая часть рукописного текста приходится персональные данные в анкетах и договорах, второе место по популярности занимают заметки в записных книжках, и реже всего от руки пишут записки и заявления. В остальных случаях письмо от руки ограничивается датой и подписью.

При этом скорость набора текста у тех же людей невысока – набор текста двумя указательными пальцами со скоростью один символ в две секунды присутствует в каждом первом банке, государственном учреждении или на почте.

Хотя рукописный текст отмирает, младших школьников все еще учат писать от руки курсивом, а не печатать слепым десятипальцевым методом.

Письмо от руки

В интернете немало статей о пользе письма от руки. Исследования в этой сфере проводились с участием взрослых людей, научившихся писать от руки раньше, чем печатать.

Мышление сегодняшних дошкольников, которые еще не умеют писать, но уже знают буквы и способны набрать текст на компьютере, смартфоне или планшете, отличается от мышления их родителей, и поэтому невозможно утверждать, что они могут хуже запоминать информацию при печати.  Все они сводятся к пяти спорным пунктам:

1.       В процессе письма от руки задействуется зона мозга, которая помогает нам лучше запоминать информацию.

Действительно, в процессе письма задействуется «ретикулярная активирующая система», которая помогает нам сосредоточиться на том, что мы пишем, и, соответственно, запомнить информацию. Насколько это нужно в мире, где информация доступна по клику мышки — решайте сами.

2.       Речь человека, который пишет от руки, богаче и разнообразнее.

В пример часто приводят писателей, которые предпочитали рукописи печатным машинкам и компьютерам и студентов, которых изучал Вашингтонский университет в 2009 году, которые «использовали более сложные обороты и справлялись с задачей быстрее своих сверстников, печатавших на компьютере».

Приводить в пример писателей вообще опасно – они изначально больше работают с текстом, следовательно, их язык значительно богаче, чем у простого обывателя. Даже среди них процент тех, кто предпочитает рукопись печати, несоизмеримо мал.

С студентами сложнее, прежде всего потому, что оценка текста с точки зрения богатства и разнообразия оборотов субъективна, а Хемингуэй не использовал сложные конструкции, но получил Нобелевскую премию по литературе.

Зато очевидно, почему они справлялись быстрее – рукописный текст реже редактируют, потому что неаккуратные записи с зачеркнутыми строчками вызывают у нас эстетическую неприязнь. Печатный текст позволяет редактировать без труда, и это увеличивает потраченное на его написание время.

3.       Легче сосредоточиться, потому что электронные девайсы нас отвлекают.

Сосредоточиться на бумаге и ручке без необходимости очень тяжело, если только вы не находитесь в пустой комнате без окон. Ничто не мешает отложить ручку и ответить на сообщение или посмотреть видео с котиками. Или просто залипнуть в окно, как успешно делают школьники.

4.       Письмо от руки снимает стресс.

Натали Роджерс, автор методики экспрессивной психотерапии, считает, что ведение рукописного дневника помогает самовыразиться и пробудить творческую энергию. Индивидуальность почерка помогает познать себя, а записанные переживания и эмоции теряют остроту.

В психологии используется нарративная терапия, помогающая решить психологические проблемы. Данных по нарративной терапии, использующей печать, практически нет, прежде всего потому, что процесс письма здесь воспринимается в том числе как элемент арт-терапии.

Каллиграфия, кстати, в гораздо большей степени часть изобразительного искусства, нежели письма.

5.       Из-за того, что при письме используются различные зоны мозга, он дольше остается молодым.

Как и любое действие, стимулирующее мозговую активность и мелкую моторику, письмо от руки заставляет мозг работать больше, и, соответственно, «стареть» медленнее. Чем больше трудится мозг, тем меньше вероятность в старости страдать Альцгеймером или деменцией. Впрочем, письмо – не панацея, и бездумное переписывание рецептов в блокнот вряд ли даст желаемый результат.

Письмо от руки – отличный способ расслабиться, потренировать мозг и выразить себя, но только в том случае, если оно не является обязательным. После нескольких часов непрерывного письма мы не только чувствуем болевые ощущения и усталость, но и переходим в режим механической фиксации, не заостряя внимания на смысле того, что записываем.

Печать на клавиатуре

К сожалению, прошло слишком мало времени с того момента, как компьютеры и прочие электронные устройства с функцией печати стали доступны каждому, и поэтому влияние печати на мозговые функции человека все еще исследуется. С телом, кстати, все ясно.

1.       Бич любителей печатать – туннельный синдром.

Он же – синдром запястного канала. Если вы много печатаете на клавиатуре и вообще работаете за компьютером, то неправильное положение кистей рук, микроудары по подушечкам пальцев и общий застой крови может вызвать неприятные ощущения в запястье. Если вы пишете от руки, то страдает только ведущая рука, а в случае с печатью под угрозой оказываются обе.

2.       Изменения в мозге и образе мышления.

В15% людей на планете – левши, но побыть амбидекстром или «раскачать» левую руку не составит труда, если вы учитесь слепому десятипальцевому методу набора. В этом случае обе руки работают одинаково, а так как работа левой руки регулируется правым полушарием, то процесс печати отчасти тренирует наш мозг.

3.       Скорость и последующая обработка информации

Если не стенографировать, то в среднем печать на клавиатуре в три раза быстрее, чем письмо от руки. Плохой почерк при этом серьезно усложняет жизнь – тяжело разобрать написанное. Редактура рукописного текста сложнее, чем печатного, и требует больше времени и усилий.

4.       Грамотность и печать.

Самая большая проблема письменной речи – падение грамотности. Автоматическая проверка орфографии и расстановка запятых расслабляет, и мы перестаем задумываться над правильностью написания.

В последние десять лет количество дислексиков и дисграфиков увеличилось с 11 до 30% и продолжает расти.

Письмо от руки помогает бороться с дислексией и дисграфией, так как позволяет запомнить образ слова, и является более сложным процессом, нежели печать.

Вместо заключения

Всегда лучше иметь несколько инструментов, чем один, и поэтому не стоит сбрасывать со счетов письмо от руки или принципиально отказываться от печати на клавиатуре.

Процесс создания текста должен приносить удовольствие, а не растерянность, боль и чувство неполноценности, поэтому не стоит заставлять детей переписывать тетради по десять раз. Возможно, через несколько лет необходимость писать от руки пропадет вовсе и будет расцениваться, как вид изобразительного искусства.

Но не стоит забывать, что печать на клавиатуре имеет определенные последствия, избежать которых поможет профилактика. В любом случае, выбор остается за вами.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5982cfda256d5c1f9ac22da9/59982adc7ddde8f8165298dd

7 важных навыков, которые мы теряем, когда совсем перестаём писать от руки

Помогите решить проблему с рукой при письме

Всё больше школ в разных странах отказываются не только от чистописания, но и от необходимости писать рукой вообще. В Германии, Финляндии и США в 1 классе детей учат выводить буквы только на факультативах или не учат вообще. Анастасия Миронова разобралась, что будет, если мы (и наши дети) совсем перестанем писать от руки.

Американские федеральные общеобразовательные нормативы 2010 года рекомендуют учить письму только в детском саду и первом классе, куда детей отдают в пять лет. В половине штатов так и поступили. То есть с шести лет многие американские дети рукой уже не пишут, а алфавит учат на компьютере c планшетами.

Осенью 2016 года в Финляндии пошли в школу первые дети, которых не заставляют писать рукой.

В Швеции тоже начали отказываться от письма и снабжать детей устройствами, которые печатный текст преобразовывают в письменный.

Шведские учёные считают, что детская моторика не приспособлена для письма, поэтому первоклассникам лучше нажимать на клавиши: ребёнок набирает текст на компьютере и видит, как он смотрится прописью.

https://www.youtube.com/watch?v=LEUUCmLOHZs

В Великобритании от прописей не отказались, но первоклассников сразу учат письменному и печатному письму.

Как только ребёнок научится кое-как прописям, он сдаёт по ним зачёт и почти всегда переходит на запись печатными буквами — вся Великобритания пишет именно ими.

Некоторые британцы могут даже не понять текст, записанный рукой российского эмигранта, учившего английские прописи в советской школе.

История чистописания в России

В России об отказе от чистописания говорят давно. В нашей стране за последние 100 лет письмо упрощалось несколько раз. Сразу после революции, когда большевики вместе с алфавитом меняли прописи, люди стали писать менее вычурно и стали быстрее обучаться грамотно. Но вплоть до 1950-х годов письменный стандарт всё равно предусматривал декоративные элементы в буквах.

Само письмо разрабатывалось под перьевую ручку, а консультировали его нейрофизиологи. При Сталине целые научные институты выверяли каждую букву так, чтобы при письме у человека мышечное напряжение чередовалось с расслаблением. Все эти завитушки у строчной «д», заглавной «Г», чёрточки над «Т» сохраняли, чтобы письмо не было безотрывным.

Предполагалось, что при всех линиях, ведущих вниз, делается нажим, а при прорисовывании линий вверх давление ослабляется и рука отдыхает. Писали так медленнее, но уставали меньше. После смерти Сталина письменный стандарт упростили, заменили на безотрывное письмо.

После перехода на безотрывное письмо скорость письма выросла, но человек стал быстрее уставать и терять концентрацию. Потому что рука всё время была в напряжении.

В 1990-2000-е пошла третья волна упрощения прописей: уроки чистописания сократили. И если ещё в 1950-е годы этот предмет преподавали в начальной школе, то теперь в лучшем случае школы оставляют его на год, а где-то ограничиваются и двумя четвертями. А если в 1 классе большинство детей умеют писать, учитель совсем сокращает часы по чистописанию.

Прежде всего потому, что переучивать ребёнка письму сложно. В школе больше нет жёстких требований к почерку: детям необязательно писать в тетрадках красиво, поэтому многие пишут вообще печатными буквами или смешанными письменно-печатными.

А кто-то не пишет вовсе: в школах всё больше детей, которые на занятиях по биологии, географии, литературе записывают слова учителя на планшет.

Письмо от руки превратится в редкое искусство

Сегодня уже среди взрослых людей появились миллионы тех, кто плохо пишет от руки. Если учителя, врачи и в какой-то мере журналисты ещё пользуются время от времени бумагой и ручкой, то остальным это просто не нужно.

Какому-нибудь таксисту, инженеру или видеодизайнеру не нужно писать рукой. Люди перестали делать от руки даже списки покупок. А когда берут в руки ручку несколько раз в год, неизменно удивляются: почерк совсем испорчен, рука путает буквы, строчки ползут.

А ведь эти люди писали в школе, институте и несколько лет после выпуска. Представьте, как будут писать даже список покупок дети, которые заканчивают знакомство с письмом сразу после контрольной по прописям в 1 классе? Их научили писать, на этом — всё.

Здесь впору говорить не о почерке, а об элементарном сохранении навыка письма.

Сумеет ли человек, который берёт карандаш раз в год, чтобы написать письмо Деду Морозу, не разучиться писать совсем?

На освоение письма в школах тратят немного времени — всего полгода. Дальше ребёнок занимается орфографией, пунктуацией, грамматикой… Какие такие конкурентные навыки и знания дети могут успеть получить за две четверти?

Допустим, шведские учёные правы и через 50-70 лет человечество вообще перестанет использовать письмо для коммуникации. И те, кто сегодня кое-как умеют записать на бумажке адрес, через 50 лет будут считаться художниками-каллиграфами, владеющими совершенно бесполезным, но завораживающим искусством письма.

Какие последствия отказа письма ждут школьников и вообще всех нас

1. Мы начнём хуже читать. А ещё пострадает моторика и координация. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже.

У нас в голове есть так называемый центр Брока — участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать. При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Из этого учёные норвежского университета Ставангера сделали вывод, что люди, которые быстро пишут, лучше читают.

И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут.

Те, кто учился в традиционной школе и успел пожить в традиционном обществе, где у каждого человека в сумке была ручка с блокнотом, знают, что есть люди, которые пишут быстро и у них летящий лёгкий почерк.

А есть такие, кому записи даются медленно, кто выводит каждую букву, часто останавливается и подчёркивает написанное. Это означает, что у одних речевой центр и центр Брока развиты хорошо, а у других плохо.

2. У детей, которые мало пишут,плохо развит глазомер. И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут. В Китае и Японии, например, в лучники старались брать каллиграфов.

3. Люди станут хуже распознавать письменный текст. Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано. Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо нестрашно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности.

Процессы чтения письменного и печатных текстов изучены досконально. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения УЗИ, допплеровское сканирование сосудов мозга, делали электроэнцефалограмму.

При чтении письменного текста у нас задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.

4. Станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно. Многие решат, что грамотность в XXI веке и ни к чему.

Но спорить с необходимостью учить спряжения так же странно, как оспаривать преимущества разностороннего образования: зачем нам в университетах преподавали литературу и астрономию? Да затем, что сам процесс обучения меняет людей и влияет на развитие интеллекта.

Единственное, что может сделать человека хоть немного умнее, — это обучение.

5. Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления.

Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно, ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению.

А его тоже нужно держать в тонусе.

6. У нас будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубного валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере. Это выяснили, заставив людей записывать лекции в томографе.

7. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать . Есть много исследований, которые говорят от том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи.

Это подтвердили эксперименты американских психологов Пэм Мюллер и Дэниеля Оппенгеймера. Учёные выяснили, что студенты, которые записывают конспекты на компьютере, делают это более подробно, зато те, кто пишут от руки, лучше запоминают материал.

При рукописной записи люди в уме очень быстро перефразируют высказывание и формулируют мысль так, чтобы легче её записать и запомнить.

Чтобы это понять, необязательно читать журнал Psychological Science: тем, кто старше 25-ти, достаточно вспомнить себя и свои конспекты лекций: мы, не упуская из внимания ни слова преподавателя, структурировали полученную информацию, чертили в тетрадях таблицы, группировали данные и просто записывали лаконично.

На компьютере или планшете можно делать почти всё то же самое, но у человека пропадает необходимость чётко продумывать мысль и структуру текста, потому что он в любой момент может что-то дописать. Нам для усвоения материала достаточно было хорошо записать лекцию — перечитывать не нужно.

Сегодняшним студентам и школьникам при подготовке к экзаменам приходится перечитывать записи несколько раз.

Принято считать, что человечество в его прогрессе неизменно идёт по пути улучшения. И что каждый новый приобретённый навык или утраченный старый в конце концов приводит к хорошему. Но с отказом от письма это правило может не сработать.

Потому что сэкономленных на чистописании в первых классах часов вряд ли хватит, чтобы приобрести серьёзное умение или важные знания.

А вот для того, чтобы потерять полезную для общего развития практику, как письмо от руки, их окажется достаточно.

Источник: https://mel.fm/blog/anastasiya-mironova/45679-7-vazhnykh-navykov-kotoryye-my-teryayem-kogda-sovsem-perestayem-pisat-ot-ruki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.