Девочке 5 лет не выговаривает л и р

Содержание

Учим ребенка выговаривать букву «Р»

Девочке 5 лет не выговаривает л и р

Красивая речь – непременный атрибут успешного человека. Дефекты дикции, будь то заикание или неверное произношение, приводят к психологическим комплексам. Преодолеть их сложнее, чем обучить малыша говорить правильно. Логопедические проблемы решаются сегодня довольно эффективно. За редким исключением, научить ребенка говорить букву «Р» быстро и правильно можно и без помощи логопеда.

Русский речевой аттракцион

«Р» – самый сложнопроизносимый звук для артикуляции. Встречается он далеко не во всех мировых языках. Например, в английском языке «R» — упрощенный вариант русского, в китайском — он не отличим от «Л».

Для русских характерно раскатистое произношение буквы «Р». Для ее воспроизведения нужен виртуозный речевой аппарат, хорошая языковая вибрация и прочие лингвистические «достижения». Овладеть ими под силу не всем иностранцам. Неудивительно, что наши дети испытывают трудности в произношении буквы «Р».

В наши дни еще встречаются случаи картавости у подростков и взрослых. В 99 % процентах виноваты в этом не они, а родители. Возможно, был упущен тот момент, когда можно быстро научить малыша говорить букву «Р» в домашних условиях. Именно на родителях (бабушках и дедушках) лежит ответственность вовремя распознать первые сигналы неблагополучия и своевременно скорректировать проблему.

В каком возрасте бить тревогу

Общепринятая точка зрения гласит, что большинство букв ребенок должен говорить безошибочно к 4,5-5 годам. Исключение составляют «Л» и «Р». Большинство детей по статистике осваивают их к шести годам.

Время задуматься настает, если малыш не пытается говорить звучное «Р» по достижении пяти лет. В речке у него вместо «рыбы» все еще плавают «лыбы» или даже селедки, в небе летают «шаиики», ворона так и не умеет каРРкать. Возможно, ребенок произносит букву «Р», но не совсем верно.

Специалисты выделяют множество вариантов детского коверканья буквы «Р». Самые распространенные случаи:

  • Буква «Р» пропускается: «ко_ова» вместо «корова».
  • Заменяется другими звуками: «Л», «Ы», «Й». «Класки» вместо «краски».
  • Говорение «Р» не типично для русского произношения.

Последний вариант имеет множество нюансов, разобраться в которых по силу лишь опытному логопеду. Речевыми вариациями «грешат» обычно дети-билингвы, говорящие сразу на двух языках. Такой ребенок может говорить «Р», например, грассируя, как французы. При этом вместо языка вибрирует мягкое небо.

Французский логопед посчитает такое произношение нормой, а русский — речевым дефектом. Если ребенок растет в русскоговорящей среде, нестандартный «Р» желательно привести к общепринятой норме.

Без помощи логопеда все-таки не обойтись

Поскольку речь пойдет о том, как научить маленького ребенка говорить букву «Р» дома, стоит напомнить о необходимости предварительной консультации у грамотного логопеда. Иначе, даже если родители полны энтузиазма и решительно настроены на самостоятельные упражнения, их усилия могут оказаться напрасны.

Первичный визит к специалисту нужен, чтобы исключить индивидуальные особенности, мешающие приручить коварную «Р». Речь идет о подъязычной связке, которую в народе называют «уздечкой». Из-за ее неразвитости язычок ребенка не касается верхнего нёба, что мешает научить его правильно произносить звуки.

Определить анатомические нарушения по силу только врачу. Как правило, «уздечка» разрабатывается логопедическими упражнениями и массажем. В отдельных случаях связку, мешающую формированию речи, следует подрезать. Чтобы разрешить дилемму о необходимости вмешательства хирурга, требуется авторитетное мнение логопеда.

Родители, не переживайте. У подавляющего большинства детей врачи прибегают к разработке «уздечки» традиционными методиками. «Снять узду» с буквы «Р» поможет специальная артикуляционная гимнастика. Как научить этому в домашних условиях, мы расскажем далее.

На что обратить внимание

Если логопед исключил необходимость подрезания «уздечки», остается еще несколько причин отсутствия звука «Р» в детской речи:

Для улучшения дикции следует заниматься не только упражнениями на развитие «Р», но и научить ребенка… строить гримасы!

Стимулируйте у него выразительную мимику и активные «движения ртом». В процессе игры попросите сложить язык лодочкой (дети это занятие обожают!); дотронуться языком до кончика носа; растянуть губы, широко улыбаясь как чеширский кот. Подобные забавные манипуляции отлично развивают подвижность речевого аппарата.

У такого ребенка не получается правильное звукообразование, так как он нечетко улавливает речь взрослых на слух.

Об этом свидетельствует путаница звонких и глухих звуков, мягких и твердых согласных («любовь-любоф», «дверь-тверь», «балка-палка»). Развить фонематический слух поможет игра-упражнение «Шутки-минутки».

Читайте «неправильные» детские стишки, а ребенка попросите найти и исправить нелепицу. Например: «Кот ныряет глубоко, кит лакает молоко».

Характерный симптом – долго непроходящий насморк, вызванный аденоидами, искривлением носовой перегородки, аллергическими проявлениями. В этой ситуации необходимо бороться с первопричиной нарушения дыхания.

Доказано, что несовершенное произношение буквы «Р» может иметь наследственный характер. В таких семьях проблема усугубляется тем, что ребенок копирует неправильную родительскую речь.

После выяснения истинных истоков дефектов речи переходите к прицельной коррекции, чтобы своевременно научить ребенка говорить «Р». Помимо особой терапии для конкретных нарушений, существует общепринятый набор ежедневных упражнений. Как минимум они потребуют полчаса вашего времени несколько раз в неделю, а лучше ежедневно.

Приступаем к тренировкам

Попросите ребенка «порычать». Например, как тигр. Затем произнести простые и понятные слова: «трава, королева, рядом, ворона». В зависимости от результата проверки, постановка «Р» проходит в три последовательные стадии.

  1. Если малышу не удается произнести одиночный звук, то в первую очередь нужно отработать именно этот момент. Научите его имитировать рычание волка (рррр), мурчание котенка (мррр) или гудение трактора (тррр).
  2. Если изолированное произношение не вызывает труда, поупражняйтесь в слогах: ре-ро-ра-ри, а затем в словах. Произносите их медленно и четко, нараспев и просите повторить.
  3. Заключительный, наиболее сложный этап — тренировка звука в скороговорках, предложениях.

Важно помнить! Нередко вечно спешащие родители поступают строго наоборот. Нависнув над неуверенным ребенком, заставляют его тараторить архитрудные скороговорки, которые и сами произносят с ошибками. Научить говорить таким образом невозможно. Малыш испугается, закроется и откажется тренироваться наотрез.

Залог успеха: теРРпение и тРРуд все пеРРетРРут

Единственно верный способ — от легкого к сложному. Задача детской логопедии – не одномоментная коррекция, а постепенное укрепление артикуляционного аппарата. Не требуйте от ребенка стремительных результатов, поверьте, ему и самому хочется побыстрее освоить премудрость.

Поставьте себя на место малыша. Если взрослым языковые пируэты даются без труда, то для ребенка – это упорная работа и определенный дискомфорт. Добавьте к занятиям немного юмора, игры, материальных поощрений. Расскажите, что вас самого бабушка научила говорить «Р» только благодаря таким упражнениям. Ни в коем случае не передразнивайте и не смейтесь над неумелыми попытками юного лингвиста.

Разминка

Занятия начинаются с подготовки — разогревания артикуляционного аппарата. Все упражнения повторяем по 10-12 раз. Вначале родители показывают ребенку, как правильно делать упражнение. Это поможет быстрее научить малыша правильной технике.

«Прятки»

Слегка приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, затем спрятать за верхний ряд зубов.

«Художник»

Дотронуться язычком до нёба и, словно кистью, поглаживать его вперед-назад.

«Маятник»

Высунуть язык и поводить им в разные стороны: влево-вправо и обратно.

«Чистим зубы»

Проводим языком по основанию верхнего ряда зубов словно зубной щеткой. Затем по очереди нащупываем язычком каждый зуб.

«Комарик»

Приоткрываем ротик в улыбке, высовываем кончик языка и пытаемся позудеть как комарик «з-з-з». Убираем язычок за передние зубы и продолжаем говорить «з-з-з».

Эти упражнения укрепляют языковые мышцы и разрабатывают «уздечку». Для отработки полноценного звука «Р» применяют специальный логопедический тренинг.

  1. Произносим ритмично «д-д-д», ударяя кончиком языка по верхним зубам изнутри. Затем начинаем выдувать сильную струю воздуха, пытаясь одновременно произнести «Д». Цель – прочувствовать характерную вибрацию языка и зафиксировать ее.
  2. Действенный способ разработать уздечки — цоканье. Прислоняем язык к верхнему нёбу и легко пощелкиваем.

Для дальнейших упражнений нужен специальный шпатель, иногда его называют постановочным зондом. Инструмент для постановки буквы «Р» продается в специальных магазинах для логопедов, аптеках. Современные зонды довольно комфортны и безболезненны, встречаются ароматизированные модели: с запахом клубники, ванили и т. д. Старайтесь пользоваться шпателем уверенно, но аккуратно.

  1. Попросите ребенка открыть рот и пожужжать как пчела. Через несколько секунд нужно осторожно просунуть шпатель под язык и быстро производить вибрирующие движения влево-вправо. Малыш продолжает произносить «жжж» на выдохе.
  2. Попросите малыша сказать «з-з-за», отодвигая язык как можно дальше назад. Просуньте ему под язычок зонд и двигайте им как описано выше. Если все выполнять правильно, послышится четкий звук «Р».
  1. Похвалите ребенка, как быстро он освоил трудную задачу. Постепенно подключайте проговаривание рычащих слогов и скороговорок.
  2. Чистоговорки подбирайте по возрасту. Чем меньше малыш, тем короче и проще должны быть предложения. Разнообразьте репертуар, не мучайте ребенка одной и той же фразой. Повторение должно превращаться не в рутину, а в интересную игру. Хорошо выучить забавный стишок или песенку, где встречается «Р».

Не торопитесь. Отработка звука «Р» у всех происходит индивидуально: от нескольких дней до месяцев. Как говаривал великий Суворов: «Тяжело в ученье – легко в бою!»

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/uchim-rebenka-vygovarivat-bukvu-r/

Простые логопедические упражнения на звук “Л”, или как научить ребенка говорить букву правильно

Девочке 5 лет не выговаривает л и р

Не выговаривание звука [Л’] — самый частый недостаток детской речи. Малыш может заменять неудобную букву другой согласной или звуком, говоря вместо “лужа” – “вужа”, “плаваю” – “пуаваю” либо вообще её игнорировать: “лев” – “ев”, “лиса” – “иса”.

До пятилетнего возраста отсутствие ряда букв в лексиконе младенца не является большой проблемой. Однако дефект речи нужно исправлять быстро, не затягивая ситуацию.

Как научить ребенка говорить букву Л, чтобы к школе его речь была правильной?

Звук [Л’] считается сложным и осваивается крохой в последнюю очередь.

Если к 5 годам речевые нарушения сохраняются, то возможно причина кроется в следующих ситуациях:

  • кто-то из близких произносит “Л” неправильно, а малыш ему подражает;
  • слабое фонематическое восприятие. 3-5 летний малыш уже различает на слух все виды согласных: шипящие, глухие, звонкие и др. Даже когда он не может их правильно произнести, то на картинке должен верно указать мышку или мишку. Если у крохи неразвит фонематический слух, в дальнейшем обязательно возникнут трудности с письмом и чтением. Различать все звуки нужно уметь к 4 годам;
  • семья разговаривает на 2-х языках. Это всегда риск для развития речевых нарушений. В этой ситуации считается нормой, если оба языка осваиваются с небольшой задержкой;
  • короткая уздечка языка. В норме для 5-6 летних деток её длина должна составлять 8 см. Если выявлено укорочение или утолщение уздечки, то обязательно будут сложности с произношением “Л”. Проблема решается либо хирургическим путём, либо консервативно при помощи артикуляционной гимнастики.

Выяснить причину неправильного произношения поможет консультация логопеда или стоматолога.

Специалисты отмечают, что только 10% малышей в возрасте 4-5 лет могут чисто проговаривать звук [Л’].

Как правильно организовать занятия в домашних условиях?

Если логопед не обнаружил у малыша проблем с артикуляционным аппаратом, можно попробовать поставить звук [Л’] в домашних условиях. Чтобы упражнения по коррекции были эффективными, родители должны помнить, что лучший способ обучения ребёнка — игра.

Вот несколько простых правил, соблюдение которых сделает уроки увлекательными и результативными:

  • разговаривать с ребёнком на равных и уважительно, отвечать на все его вопросы. Это поднимет его самооценку и простимулирует к дальнейшему обучению;
  • чётко и внятно произносить каждое слово или слог. Родитель — пример для подражания, и малыш постарается повторить звуки правильно;
  • проводить занятия в форме сказок, разыгрывая маленький спектакль. Это увлекает ребёнка, и любая информация усваивается им лучше и легче;
  • не затягивать обучение. Если чувствуется, что малыш утомился, следует прекратить уроки. Не рекомендуется проводить занятия в качестве наказания, – как воспитательная мера, это не принесет никакого результата;
  • очень важна регулярность упражнений. Их следует проводить 3-5 раз в день. Для уроков лучше выбирать время, комфортное для ребёнка, так можно добиться ощутимых успехов.

Необходимо ценить в малыше личность, не насмехаться над ним. Хвалить за каждый, даже самый незначительный успех и он быстро научится правильно произносить непослушную букву “Л” без посторонней помощи.

Правильная артикуляция

Скорректировать неправильное произношение звуков поможет артикуляционная гимнастика. Она необходима, чтобы натренировать язык, растянуть уздечку, размять губы и щёчки малыша. Всё это подготовит его речевой аппарат к чёткому и твёрдому выговариванию слов.

Основы правильной артикуляции:

  • губы растянуты в улыбке, зубки чуть прикрыты. Кончик языка упирается в верхние центральные резцы или десну;
  • освоение речевого дыхания: ребёнок издаёт звук, сильная струя воздуха огибает языка и выходит изо рта. Это важный момент. Речь происходит на выдохе, поэтому неправильное распределение воздуха сильно искажает произношение. Развить дыхание помогает игра с мыльными пузырями. Важно, чтобы кроха набирал воздух в лёгкие, а не в щёки;
  • ые связки сомкнуты. Прислонить ладонь к горлу: при произношении звука [Л’] будет чувствоваться вибрация.

Дети — большие любители погримасничать, можно использовать это, обучая ребёнка правильному выговариванию буквы “Л”:

  • улыбка. Попросить кроху широко улыбнуться, не разжимая при этом губы. Продержаться нужно 8-10 сек. Повторять упражнение 6-7 раз в день;
  • лошадка. Малыш старается имитировать цоканье копыт. Пусть ребёнок улыбнётся, приоткрыв ротик, и в таком положении пощёлкает языком, сначала медленно, затем всё быстрее. Работать должен только язык, нижняя челюсть не двигается;
  • маляр. Язык поглаживает нёбо, как будто красит его. Движения: от зубов и вглубь рта;
  • качели. Поочередно толкать кончиком языка верхние и нижние зубы, постепенно увеличивая темп. Нужно сделать 6-8 повторов. Цель упражнения — научиться быстро менять положения языка. Этот навык пригодится для осваивания слогов, где буква “Л” сочетается с гласными: “ла”, “ло”, “ил”, “ул” и др.;
  • варенье. Ротик приоткрыт. Языком малыш облизывает верхнюю губу: вверх-вниз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться. Если упражнение не получается, то сперва надо научить кроху держать расслабленный, высунутый язык на нижней губе. Можно предложить посоревноваться с крохой, кто дольше продержится в этом положении. Затем язычок можно поднять, дотрагиваясь им до верхней губы;
  • трубочка. Сворачивать язык в трубочку как можно сильнее;
  • чистим зубы. Двигать язык по внутренней стороне верхнего ряда зубов: справа-налево и обратно;
  • ветерок. Рот приоткрыт в улыбке. Ребёнок прикусывает язык и выдувает воздух. Должно образоваться 2 струи. Для проверки правильности выполнения упражнения, можно поднести ко рту пёрышко или ленточку, это простимулирует и разнообразит занятие ребенка;
  • пароходный гудок. Малыш открывает рот и длительно произносит звук [Ы’]. При этом кончик языка опущен и находится в глубине рта, а его спинка приподнята к нёбу;
  • грибок. Выполняется путем сильного прижатия языка к нёбу.

Все упражнения проводятся вместе перед зеркалом: малыш должен видеть движения родителей и повторять их. Цель занятий — развить подвижность языка и правильно отрегулировать воздушный поток на выдохе.

Пошаговая инструкция, как научить малыша правильно выговаривать букву

Прежде чем обращаться за помощью логопеда, можно попробовать самостоятельно научить ребёнка правильному произношению:

  • первый шаг: показать малышу, как правильно выговаривать букву “Л”: язычок прижат к верхним зубам, губы улыбаются, зубки чуть-чуть видны. Если при этом нужное произношение не достигается, можно научить ребёнка отрывисто и чётко произносить звук [Ы’]. Когда этот этап будет освоен, двигаются дальше;
  • шаг второй. Мягкий звук [Л’] легко даётся, если освоено его твёрдое произношение. Как научить ребёнка выговаривать “Л” твёрдую – зажать (прикусить) кончик языка зубами и попросить его сказать “Ы”;
  • третий шаг. После того как правильное звучание было услышано, малыш переводит кончик языка снова к верхним зубкам и отрабатывает чёткое произношение;
  • шаг четвёртый. К букве “Л” добавляются гласные звуки: “ла”, “лу”, “лы”, “ло” и др. После успешного освоения прямого сочетания, переходят к навыкам обратного произношения звуков – “ал”, “ул”, “ыл”, “ол”;
  • шаг пятый. Закрепление материала. Когда малыш освоил звучание слогов и слов, можно подобрать стихи, где буква “Л” встречается часто.

Доктор Е.Комаровский рекомендует петь вместе с ребёнком. Гармоничные звуки не только научат кроху менять ритм и тональность, но и разовьют речевой аппарат. Лепка, рисование тонкими карандашами, вырезание аппликаций, пальчиковые игры, всё это способствует интеллектуальному развитию малыша и стимулирует нервные окончания, улучшая становление речевых навыков.

Первое время надо следить за тем, чтобы малыш чаще использовал звук [Л’] в своем лексиконе, пока привычка не перерастёт в навык.   

Иногда домашние занятия по корректировке звуков не дают результата, причины могут быть следующие:

  • русский язык в семье не является родным, поэтому взрослые говорят с акцентом;
  • малыш не смог освоить правильное произношение после длительных упражнений;
  • кто-то из взрослого окружения имеет дефект дикции и не может проводить занятия.

Поскольку устранить проблему самостоятельно не получилось, следует обратиться к помощи специалиста. Постановка звуков — это особое мастерство, которое приходит только с опытом.

Логопед осмотрит и прослушает маленького пациента и предложит посетить индивидуальные занятия или обучение в группе. Задача родителей — суметь увлечь ребёнка, стимулируя ходить на тренинги. Даже если у малыша пока нет успехов, всё равно его надо хвалить и поддерживать эмоционально.

по теме

Как научить ребенка выговаривать букву “Л”:

Правильному произношению буквы “Л” в разговоре, следует уделять особое внимание, поскольку в нашем языке смысловую нагрузку несут именно согласные.

Благодаря им, а не гласным звукам, речь человека становится понятной. Не важно где проходят занятия, дома или с логопедом, главное — выполнять их регулярно по 15-20 мин в день. Только так можно добиться хорошего результата.

Источник: https://momjournal.ru/uxod-za-rebenkom/rannee-razvitie/razvitie-rechi/kak-nauchit-bukvu-l.html

Учим ребёнка выговаривать буквы л, р, ш, ж, к – без участия логопеда

Девочке 5 лет не выговаривает л и р

Учим ребенка выговарить проблемные звуки л, р, ш, ж, к без логопеда. Постановка звука «р» за 15 секунд. Бесплатные занятия и правила их организации дома с мамой. Логопедическая гимнастика.

Чёткая, красивая и многообразная речь ребёнка— естественное желание любой мамы. Не стоит впадать в панику, если к 3,5 годам малыш говорит ещё не все буквы. А вот проблемы с произношением звуков в возрастном диапазоне 4-5 лет — повод задуматься о наличии дефектов.

Неправильное произношение буквы «л» — самая частая проблема в детской речи. Очень часто малыши стараются заменить твёрдый звук мягким, или вставить в слово звук «в». Реже наблюдается замена твёрдого звука «л» на «й», а также его пропуск.

Этот процесс может вызываться рядом причин:

  • Подражание неправильной речи взрослого окружения
  • Проблемы с речевым аппаратом
  • Врождённые или приобретённые дефекты слуха
  • Психологически тяжёлая атмосфера в семье

Прежде, чем впадать в панику и «тащить» детей к логопеду и психологу, стоит попробовать самостоятельно справиться с этой сложностью.

Помните!Каждый дошкольник имеет индивидуальный темп развития и усваивания информации. В большинстве случаев, мальчики несколько отстают от девочек.

Так ли сложно научить ребёнка выговаривать звуки самостоятельно

Организовать домашние логопедические занятия по постановке правильного произношения самостоятельно достаточно просто. Самое главное условие, которого нужно придерживаться — это проводить их в форме игры. Малышу должно быть интересно.

Ни в коем случае, на него нельзя оказывать давление, иначе интерес к урокам просто пропадёт. Информацию детям нужно подавать дозированно. Начинать лучше с 4-5 занятий в неделю по 10-15 минут, постепенно наращивая частоту и количество упражнений.

Как научить ребёнка выговаривать звуки перед зеркалом? Малыш должен видеть, что происходит с его ртом, как ведут себя его губы и одновременно следить за мамой.

Рекомендуется обустроить достаточно удобное место и повесить зеркало так, чтобы сын или дочь видел своё отражение беспрепятственно, в положении сидя.
Важно!Хвалить ребёнка за каждый, даже незначительный успех, нужно обязательно!

Любое занятие по орфоэпии (правильному литературному произношению) нужно начинать с разминки речевого аппарата, т. е. артикуляционной гимнастики.
Самые простые и эффективные из них:

  • «улыбка». Просим кроху улыбнуться максимально широко, но зубки показывать не нужно. Удерживаем губы в таком положении на счёт 5
  • «трубочка». Малыш вытягивает губы трубочкой вперёд и удерживает в таком положении на счёт 5
  • «заборчик». Ребёнок улыбается и показывает верхний и нижний ряд зубов. Длительность — на счёт 5
  • «бегемотик». Широко раскрываем рот, как во время зевания и держим его до 5 секунд
  • «змейка». Высунуть и спрятать острый язычок между плотно сжатыми губками. Повторить 5-7 раз
  • «лопатка». Широкий, максимально расслабленный язык, кладём на нижнюю губу и удерживаем до 3 секунд. Два повтора подряд
  • «часики». Высовываем язычок и двигаем им влево-вправо в течение 3 секунд
  • «качели». Ротик широко открыт, язычок двигается вверх-вниз. Длительность упражнения — 3-5 секунд
  • «чистим зубки». Ротик раскрыт широко и языком проводим по внутренней поверхности верхних, а потом нижних зубов, слева направо и наоборот

Длительность разминки обычно составляет 10 минут и помогает натренировать и одновременно расслабить разговорные мышцы лица. Иногда, методичное повторение таких занятий на протяжении месяца, устраняет многие проблемы ребёнка с произношением и лишает первичных дефектов речи навсегда. После такой зарядки стоит приступать к постановке того или иного звука.

К – конь. выговариваем с ребёнком букву «к»

Каппацизм — такое название носит нарушение выговора звуков «к», «к´». Это заднеязычная группа звуков. При воспроизведении она предполагает высокий подъём корня языка. Натренировать его поможет упражнение «весёлый борец».

Ребёнок открывает рот и пытается вытолкнуть указательный палец взрослого кончиком языка, одновременно произнося та-та-та. Чем большее сопротивление будет испытывать язык, тем быстрее он станет горкой у основания. Это автоматически приведёт к трансформации «т» в «к».

Конечно же, руки взрослого нужно предварительно помыть и обработать спиртом. Упражнение нужно выполнять постепенно, начиная с нажима малой силы, для избежания рвотного рефлекса.

Л – лама. учим ребёнка выговаривать букву «л»

Правильное произношение звука «л» — одна из самых простых логопедических задач. Место прописки этого звука — на кончике языка в положении «за верхними зубками».

Для того чтобы его поставить, нужно поместить язык между передними зубами и слегка зажать. Далее произноситься протяжно «ы-ы-ы» с резким одёргиванием языка назад.

Для закрепления эффекта нужно пробовать соединять получившийся звук «л» с гласными «а», «о», «е» и т.д. Вот и все!

Ш – шарф. обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»

Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ.

Можно подключить другие способы тренировки губных мышц. Следующий этап — постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее — показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое.

Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением. Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта.

Звук «ш» получается автоматически.

Ж – жираф. учим ребёнка выговаривать звонкую букву «ж»

Механизм раскрытия звука «ж» у ребёнка происходит примерно по тому же принципу, что и «ш», но звонко. Правильное положение речевого аппарата при этом: расслабленный язык стоит наверху ковшиком, зубы в положении заборчика, губки вперёд, гортань напряжена. Стараемся добиться нужного звучания.

Р – рама. трудная миссия, но реальная! обучаем правильно выговаривать букву «р»

Как правило, этот звук логопеды ставят в последнюю очередь, т. к. он достаточно сложен для произношения. задача — избавить чадо от привычки воспроизводить букву горлом, чтобы избежать «картавого» эффекта.

В игровой форме малышу предлагается прилепить язык к нёбу и попросить с силой выдохнуть воздух на его кончик в течение 10 секунд. Дети с удовольствием повторяют это упражнение, ведь оно так смешно щекочет во рту. Для закрепления навыка правильно выговаривать букву р малышу можно предложить порычать, как лев.

Если повторять эту игру достаточно часто, через некоторое время можно забыть о проблеме картавости навсегда.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cc4b680707cba00b32b3ac5/5dcf1daecb3bd340e4f16a59

Как научить ребенка говорить букву Р и Л

Девочке 5 лет не выговаривает л и р

Правильное проговаривание ребенком всех букв – залог его будущей успеваемости в школе и уверенности в себе.

Ведь человек, который обладает нечеткой речью с разными нарушениями во взрослом возрасте, чувствует себя крайне дискомфортно. Есть ряд звуков, которые даются детям в изучении сложнее других. К таким обычно относят «л» и «р».

Поэтому рекомендации по обучению малышей проговариванию именно этих букв можно найти довольно часто.

Причины дефектов речи

Перед тем как учить малыша правильно выговаривать звуки, необходимо понять причины, по которым они недоразвились. Одной из основных причин называют сюсюканье и лепетанье родителей с ребенком, когда они специально коверкают слова. Ребенок привыкает к подобному произношению и считают его нормальным.

Для начала необходимо родителям перестроиться и начать разговаривать с малышом нормально: спокойно, грамотно, четко проговаривая звуки.

Кроме того, причиной недоразвития звуков могут быть анатомические особенности ребенка. Так, проблемы могут быть из-за короткой уздечки, слишком мягкого неба, заячьей губы.

Все это мешают движению языка и небного язычка, в результате чего звукопроизношение у малыша изменяется.

Коварная буква «Р»

Если ребенок не выговаривает букву «Р» до 6 лет, можно не беспокоиться. Ведь эта буква одна из самых сложных и «встает» в последнюю очередь. Она довольно коварна, так как легко может заменяться на другие звуки – «л», например. А иногда можно услышать от своего малыша раскатистый глубинный рык вместо привычной «Р».

Как научить ребенка выговаривать сложную букву «Р»? Для начала следует понять, что проблема есть. Хоть и советуют до 6 лет не беспокоиться, все же необходимо особое внимание уделить проблемам с произношением у ребенка чуть пораньше, чтобы было время для маневра.

https://www.youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A

Одним из эффективных методов обучения выговариванию буквы «Р» считаются скороговорки. Многие родители поражаются: как же можно научить ребенка говорить букву «Р», общаясь на скороговорках? Специалисты отвечают: очень просто.

При быстром произношении звук может проскакивать автоматически. Естественно, выбирать придется те варианты, в которых много проблемных звуков, например, «Ехал Грека через реку…». Произносите с ребенком их громко, четко и хором.

Нужно постараться построить занятия с малышом так, чтобы в его лексиконе прибавилось слов с коварным звуком – ворона, дорога, река, рука и многие другие. Можно даже составить целый рассказ, в котором объединить логично все эти слова. Так прохождение материала будет более комфортным.

Логопедические упражнения на букву «Р»

Перед тем, как стараться научить ребенка выговаривать «Р», начните с ним специальные логопедические занятия, способные подготовить речевой аппарат к занятиям. Одно из таких называется «Моторчик».

Выполняется оно следующим образом: ребенок должен положить пальчик под язычок, а затем начать двигать языком от щеки к щеке и при этом рычит. Если малышу сложно понять, что вы от него хотите, покажите на своем примере.

Еще одно упражнение выглядит так: малыш широко улыбается (причем очень широко), языком при этом нужно проводить по задней стенке верхнего ряда зубов. Нижняя челюсть при этом должна оставаться полностью недвижимой.

Можно использовать и язычок для развития звука «Р». Просто достаточно подразниться. Язычок расслабьте и высуньте наружу. Кончиком начинайте двигать в разные стороны: наверх и вниз, вбок.

Упражнение «Змейка» позволит подготовить нужные мышцы для правильного говорения. Для его выполнения ребенок должен высунуть язык и тянуть его к носу и подбородку по очереди, Также придется покусывать кончик языка для активизации нужных мышц.

Трудная буква «Л»

Ребенок может не выговаривать букву «Л», и это будет отчасти нормально. Звук этот вызывает сложности, потому что дети могут его не слышать в словах, как например, в слове «солнце». Поэтому они довольно часто также опускают его в своей речи. Беспокоиться родителям нужно, если у малыша проблемы с этим звуком не прошли после достижения им 5 лет.

Упражнения для развития аппарата

Как научить ребенка говорить букву «Л», особенно если он упорно ее игнорирует? Специалисты рекомендуют начать с подготавливающих упражнений. Такими часто пользуются профессиональные логопеды. Для начала предложите малышу представить себя лошадью.

Его задача – громко цокать языком, так чтобы имитировать звук копыт. Причем необходимо менять громкость – от звонкого цоканья до совершенно беззвучного. Следите за тем, чтобы нижней челюстью ребенок не шевелил.

Не менее эффективным будет и упражнение «Дуновение ветерка».

Для этого малышу необходимо приоткрыть ротик, улыбнуться и поместить кончик языка между зубами. Далее он должен закрепить его, слегка прижав зубами. Проверьте, чтобы с двух сторон языка осталось пространство – через него он будет впускать и выпускать воздух.

Далее малышу нужно начинать активно дуть.

Подготовительным упражнением к произнесению звука «Л» можно считать и «Пароход». Для его исполнения нужно слегка приоткрыть рот и протяжно гудеть звук «Ы». Кончик языка в этот момент должен смотреть вниз.

Какие занятия подходят для буквы «Л»

Конечно же, сложно научиться правильному произношению без скороговорок и стихов. Именно они позволяют максимально эффективно обучиться правильному произношению. Например, можно громко пропеть сочетание разных слогов, начинающихся с буквы «Л»: ле-ла-ло-лу-ли и т.д.

Конечно же, стоит использовать и схожее упражнение, которое применялось для изучения буквы «Р». Выберите побольше слов с буквой «Л»: лес, ломоть, любовь, ласка и т.д., и начинайте проговаривать их, после чего малыш должен повторить их за вами точь-в-точь.

Как еще можно научить ребенка выговаривать букву «Л»? Можно поиграть в следующую игру. Выберите разные слова, среди которых будут и те, что содержат букву «Л». Предлагайте ребенку задания, при помощи которых он сможет обнаружить искомые слова. Чтобы было веселее играть, подготовьте дидактический материал – в игре ребенок лучше усваивает учебный материал.

Источник: https://kidsman.ru/razvitie-rebenka/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r

Как выговорить букву л — учим ребенка правильному произношению

Девочке 5 лет не выговаривает л и р

Быстро пролетает волшебный возраст от двух до пяти, когда родителей приводит в умиление любое новое слово, освоенное их домашним лингвистом.

Детский лепет кажется сочнее и богаче, чем классическая взрослая речь.

  И сами родители не прочь посюсюкать со своим ребенком на его причудливом языке, вольно или невольно создавая ситуации для неправильного формирования речевых и произносительных навыков.

Написание и произношение буквы и звука Л

Осторожно: физиологическая дислалия

Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки.

И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы.

Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».

Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.

Виды нарушений произношения

Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».

  • Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
  • «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» – «уожка»; «Лариса» – «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
  • Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» – «мойоток»
  • Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».

Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.

Правильная артикуляция звука Л

  • Губы надо растянуть в улыбку и показать сжатые зубки: это необходимо, чтобы твердый звук «Л» не превращался в «В» или не смягчался.

  • Кончик языка может занимать такие положения: он давит на верхние зубы; его можно прижать к верхним альвеолам; он может упираться в щель между зубами.
  • Воздух под напором выталкивается через отверстия по бокам языка.

  • Важно, чтобы язык не упирался в зубы по бокам, давая проход воздуху.

    В таком порядке надо проводить занятия

Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы «Л» кем-нибудь в семье.

Постановка произношения твердого звука Л

  1. Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как паровоз. Должен получиться твердый звук «Л» – очень редко удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук получается мягкий.

    Занятие с логопедом показаны при сильных нарушениях произношения

  2. Пробуем произношение, когда язык зажат между зубов. Малыш широко улыбается, показывает все зубы. Потом «ловит мышку» – зубами прикусывает кончик языка. Начинает дышать, как собачка, которой очень жарко. Воздух должен проходить по бокам языка, не через нос! Чтобы проконтролировать это, надо зажать нос и посмотреть, как проходит воздух. С зажатым языком он гудит басом, как большой пароход: «ы-ы-ы» или «а-а-а». После этого можно отдохнуть и положить язык на нижнюю губу, продолжая говорить «а-а-а». После того, как удалось научить малыша произносить букву «Л» таким упрощенным способом, закрепляем полученный слог «Ла»  напевая  любую мелодию: «ла-ла-ла».
  3. Многократно тренируем полученный звук в слогах: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛУ
  4. Межзубное произношение твердого «Л» ребенок закрепляет повторением серии слов, содержащих этот звук. ЛАМПА – ЛОПАТА- ЛОЖКА – ЛОСЬ – ЛОШАДЬ – АЛОЭ – КОЛОДЕЦ – САЛО – СОЛОМА – ЮЛА – ПИЛА – БЕЛКА – ВОЛК – СТОЛ – СТУЛ – ВЕЛОСИПЕД.
  5. Когда межзубное произношение будет освоено, можно предложить выговаривать звук «Л», держа язык за зубами.

    Упражнения на произношение звука Л

После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить , чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ помогут быстрее научится правильно произносить различные звуки, и это касается не только одной буквы «Л».

Профиль артикуляции звука Л

  1. Улыбка. Важно помнить, выговаривать звук «Л» надо с широкой улыбкой. Стараемся научить  малыша улыбаться до ушей с закрытым ртом и держать полученную гримасу, считая до 10.
  2. Ветерок. Это упражнение может научить ребенка правильно выдыхать воздух, произнося звук «Л».

    Язычок прикусываем и дуем изо всех сил через боковые отверстия между зубами, имитируя ураган. Щеки не надуваем.

  3. Вкусняшка. Облизываем языком губы круговыми движениями; этим упражнением ребенок тренирует свой язычок для правильного произношения различных звуков.
  4. Лошадка.

    Широко улыбаясь и показывая зубы, имитировать цоканье лошадки сначала громко, потом все тише, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.

    Логопедические упражнения на артикуляцию Л

  5. Пароход. Гудим басом, как пароход, при этом кончик языка остается за зубами, а спинка поднята к небу: «ы-ы-ы»
  6. Расческа: сомкнуть зубы и проталкивать между ними язык, как бы расчесывая его. Это упражнение способно научить быстро принимать языком нужное положение при произнесении трудного звука «Л»
  7. Качать язык во рту, упирая его, то в правую щеку, то в левую.

Сегодня доказано исследователями, что мелкая моторика рук напрямую связана с речью, поэтому лепка, пальчиковые игры, мелкие игрушки для малыша необходимы, чтобы научиться правильно говорить.

Развитие моторики рук помогает развивать речь

Если после многих усилий ребенок все-таки не может правильно произносить букву «Л», необходимо обратиться к логопеду.

Возможно, дело в неправильном прикусе, неврологическом заболевании или перенесенном стрессе.

Важно помнить, что возраст от 4-х до 6 лет самый благоприятный для того, чтобы научиться правильной речи, позже надо будет устранять закрепившийся навык, а это сделать уже труднее.

Вам также может понравиться

Источник: https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-vygovorit-bukvu-l.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.