Проблемы с коммуникацией, социумом

Коммуникация в психологии: это что такое, понятие

Проблемы с коммуникацией, социумом

В течение жизни человека окружают разные люди. Социализация начинается с младенчества — ребенка воспитывают родители, малыш идет в детский сад, школу, университет или колледж и т.д.

Коммуникация в психологии — процесс взаимодействия человека с социумом. Общение осуществляется не только с помощью слов, но и жестами, мимикой.

Без коммуникации с другими людьми возникает ассоциализация, которая может привести к развитию психических нарушений.

Понятие и суть

Коммуникация или общение — взаимодействие с социумом, осуществляемое через речевые, неречевые средства. С их помощью люди обмениваются информацией, опытом, способностями, умениями.

Коммуникативная психология изучает средства коммуникации — вербальные, невербальные. Разные средства общения комбинируются друг с другом, чтобы передача информации была максимально эффективной, но далеко не каждый человек может продуктивно общаться с окружающими.

Поэтому психологи постоянно изучают способы коммуникации, возможные проблемы, разрабатывают методы развития навыков общения.

Функции и теории

Психология коммуникации выделяет ряд функций общения:

  1. Познавательная — люди усваивают новую информацию при контакте с окружающими. Полученные данные могут применяться в практической деятельности.
  2. Нормативная — закрепление, передача норм, которые постепенно сохраняются в сознании.
  3. Интерактивная — организация совместной деятельности, достижения поставленных задач.
  4. Информационно-коммуникативная — обмен информацией.
  5. Социально-практическая — обмен навыками, умениями, способностями.
  6. Психотерапевтическая — создание отношений с окружающими. Без общения у человека постепенно будут развиваться психологические расстройства.

История изучения и исследователи

Разобраться с историей изучения, основными исследователями коммуникации проще, если рассмотреть основные модели передачи информации между людьми:

  1. Социально-психологическая — основатель Т. Ньюкомб.
  2. Линейная модель коммуникации — создатель Г. Лассуэлл.
  3. Шумовая модель — основатели К. Шеннон, У. Уивер.
  4. Факторная модель — создатель Г. Малецки.
  5. Текстовая модель — основатель А. Пятигорский.

Помимо этих моделей, существует две известных теории — коммуникативных актов (создатель Т. М. Ньюкомб) и средств коммуникации (основатель Маршалл Маклюэн).

Виды и формы

Разновидности коммуникации:

  • экспрессивная;
  • информационная;
  • убеждающая;
  • паралингвистическая;
  • социально-ритуальная.

Формы коммуникации:

  • вербальная;
  • невербальная.

Вербальная коммуникация бывает устной и письменной.

Средства общения

Средства общения можно разделить на две больших группы:

  1. Невербальные — неречевые способы взаимодействия с социумом (жесты, прикосновения, мимика и т. д).
  2. Вербальные — речевые навыки.

Структура вербального общения имеет 3 составляющих:

  1. Речевые звуковые явления. Это модуляция высоты голоса, темпа и ритма речи, тональности и тембра голоса, дикции, интонации.
  2. Смысл, значение слов, отдельных фраз. Человек должен уметь выстраивать фразы из слов, чтобы они были понятны слушателю. Нужно подбирать правильную интонацию.
  3. Выразительные качества голоса. Это специфические звуки, которые могут возникать при общении — шепот, смех, плач, вздохи, хмыканье и т. д.

Ученые доказали, что ежедневное общение человека только на 45% состоит из речевых навыков. Невербальные навыки занимают 55%.

Невербальные средства общения можно разделить на 2 большие группы — паралингвистические и экстралингвистические. Они делятся на отдельные подгруппы.

Паралингвистические:

  1. Графемика — умение писать. Зависимо от эмоционального фона, личных переживаний, может изменяться манера письма.
  2. Кинесика — движения, применяемые при общении с другими людьми (мимика, жесты).
  3. Просодика — компоненты, которые дополняют речь (глубина голоса, сила, тембр, расставление ударений, характер пауз, длина слов).

Паралингвистические средства общения должны быть привязаны к речи.

Экстралингвистические:

  1. Сенсорика — с помощью органов чувств человек воспринимает собеседника. Он откликается на любые запахи, прикосновения, визуальное восприятие.
  2. Экстралингвистика — эмоции (вздохи, недовольное урчание, вскрики, покашливания) передаются с голосом, но не привязываются к речи.
  3. Проксемика — контроль дистанции. Когда собеседники общаются друг с другом, они могут находиться на разном расстоянии. Дистанция зависит от доверия.
  4. Такесика — неосязаемые сигналы (поцелуи, похлопывания, объятия, рукопожатия, поглаживания), которые передаются между людьми при общении.
  5. Хронемика — распределение времени. Например, можно отложить звонок или спешить на личную встречу. Можно уменьшить длительность разговора или упорно ждать момента, когда собеседник освободится.

Жесты психологи делят на несколько отдельных подгрупп:

  1. Эффекторы — неровная походка, сгорбленная фигура, опущенное вниз лицо.
  2. Адаптеры — касания, подергивания, почесывания, поглаживания.
  3. Эмблемы — сжатые руки, поднятые над головой или скрещенные на груди. У каждого подобного жеста своя трактовка.
  4. Регуляторы — целенаправленные движения руками, кивки, улыбки, направление взгляда.
  5. Иллюстраторы — отмашки, движения телом, указывания.

Также можно выделить микрожесты, которые зависят от эмоционального состояния — увеличение количества морганий глаз за минуту, покраснение щек, движения глаз, подергивание губ.

Проблематика

Психологи выделяют ряд проблем, которые мешают людям строить общение:

  1. Нежелание ощущать чувства собеседника. Если не учитывать настроение другого человека, настроить эффективную коммуникацию невозможно.
  2. Отсутствие заинтересованностью проблемой, неумение высказывать истинный интерес. Часто случаются ситуации, когда один из собеседников в чем-то заинтересован, рассказывает об этом с упоением, активной жестикуляцией. Другому человеку тема может быть безразлична, но по правилу этикета он должен поддерживать разговор.
  3. Отсутствие желания или умения слушать собеседника. Эта проблема мешает продуктивному общению. Неумение слушать проявляется в постоянном перебивании собеседника, резкой смене темы. Человек, которые не умеет слушать других, часто испытывает серьезные проблемы в поиске друзей, продвижении по карьерной лестнице.
  4. Замкнутость при коммуникации с окружающими. Это первый барьер, который проявляется при знакомстве. Проблема активно развивается при негативном отношении со стороны окружающих. Человек начинает замыкаться, ему сложно проявить чувства.
  5. Высокая или низкая самооценка. Эффективно общаться могут только два человека с примерно одинаковым уровнем интеллекта. При этом не будет возникать преграды в понимании собеседника, появятся общие темы для разговора.

Чтобы общение было эффективным, нужно соблюдать ряд правил:

  1. Научиться отвергать эгоизм, думать о проблемах собеседника.
  2. Каждый день учиться слушать окружающих.
  3. Проявлять интерес к теме разговора.

При взаимодействии с другими людьми нужно следить за словами. Недопустимо оскорблять собеседника, негативно отзываться о его точке зрения, высмеивать утверждения.

Методы изучения и совершенствования

Межличностное общение исследователи изучают очень давно. Существует 4 типа методов:

  • исследования межличностного взаимодействия;
  • измерения особенностей коммуникации;
  • изучения самоуважения, самооценки, механизмов психологической защиты;
  • исследования социальной мотивации.

Проблемы с общением закладываются с раннего возраста. На коммуникацию влияют взаимоотношения в семье. Родителям рекомендуется:

  1. Разговаривать друг с другом без злобы, проявления негативных чувств. Голос должен быть спокойным, мягким. При этом нужно чаще выражать положительные эмоции.
  2. Регулярно читать сказки малышу. После прочтения нужно спрашивать малыша, что он запомнил, какой мотив поведения главных героев понял. При обсуждении нужно детально разбирать сюжет.
  3. Давать малышу самому попросить, что он хочет. Изначально это могут быть отдельные слова, но с развитием речевых навыков нужно научить его развернуто формулировать желания.
  4. Оградить ребенка от гаджетов, поощрять его общение со сверстниками. Лучше отдать его в спортивную секцию, записать в развивающие кружки, которые посещают сверстники.
  5. Общаться с малышом через игру.

С самого детства ребенка нужно обучать правилам этикета. Например, необходимо научить его не повышать голос, не использовать грубые выражения, слова. При желании получить что-то он должен научиться просить это, а не настаивать или требовать.

Общество и общение — два взаимосвязанных понятия, которые не могут существовать без друг друга. С помощью коммуникативных навыков люди делятся различной информацией, обмениваются навыками, жизненным опытом, налаживают отношения.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/kommunikatsiya.html

Проблемы в общении с людьми: причины и что делать?

Проблемы с коммуникацией, социумом

Базой межличностных взаимоотношений является общение. Оно необходимо, так как человек — существо разумное, живущее в социуме, и ему требуется постоянное развитие.

Общение — процесс взаимодействия людей, вызванный их потребностями и направленный на удовлетворение этих нужд. Общение связано с огромными потоками различной информации. Происходит интенсивный обмен ей между людьми. Более того, увеличивается количество людей, работа которых сопряжена с общением. Общение бывает разным, в зависимости от ситуации, средств общения и самих оппонентов.

Полезная реклама. Рекомендуем обратить внимание на страховку от коронавируса COVID-19. Стоимость полиса от 1690 рублей, есть тарифы для всей семьи. Совместно с Zetta Страхование.

Трудности, возникающие в процессе общения, тоже имеют место быть. Появляются они внезапно, совершенно у разных людей.

Зачастую такая проблема настигает тех, кто очень застенчив, не уверен в себе, живет с чувством страха быть непонятым и высмеянным. Нередко подобные сложности наблюдаются у людей уже взрослых, сформировавшихся, с устойчивыми взглядами на мир. Люди постоянно живут под гнетом навязанных обществом эталонов и стандартов поведения, стереотипов общения.

Коммуникативный, раскрепощенный человек, который постоянно находится в центре внимания и событий, — новая модель успешной, деловой личности.

Откуда берутся проблемы с общением и какую роль играет в этом семья

Сложности при общении связаны с психологическими особенностями темперамента и нервным состоянием.

  • Пассивность.
  • Нежелание контактировать с целой группой, а лишь с 1–2 людьми.
  • Создание своего собственного мира и постоянное пребывание в нем.

Такие люди выявляются уже в раннем возрасте. Внешние факторы оказывают огромное влияние на коммуникабельные способности человека.

Изначально стандарты и нормы поведения берутся из семьи.

Враждебность, скрытность, некорректное выражение своих потребностей, желаний и многие другие, неконструктивные поведенческие действия членов семьи моментально перенимаются детьми.

Закладывается неправильный стереотип поведения. Принципы воспитания формируют определенное отношение ко всему окружающему, приобретаются навыки взаимодействия с социумом.

То, как ребенку позволяют проявлять эмоциональные состояния, как относятся к его желаниям и выполняют их, как позволяют самостоятельно расчертить границы в общении со старшими — все это закладывает фундамент, на котором по мере взросления человек выстраивает свой поведенческой тип.

В процессе воспитания семья нередко травмирует нервную систему ребенка, вплоть до психологических патологий, что обязательно сказывается в более зрелом возрасте. В процессе дальнейшего развития и взросления имеющиеся проблемы коммуникативного характера лишь укореняются.

Школа, постоянные насмешки, неудачное общение со сверстниками, боязнь выступать перед публикой — все это разрушает внутреннюю гармонию.

Развитие психологических барьеров

Человек начинает воспринимать себя как личность, не умеющую общаться, идти на контакт, и уже не пытается измениться. Происходит созревание неуверенного в себе индивида с заниженной самооценкой. Появляются комплексы и психологические, внутренние ограничения, мешающие свободно проявлять себя в миру и вступать с ним в нормальное взаимодействие.

Человек постоянно сторонится людей, предпочитает виртуальное общение, пытается скрыть страх и комплексы, прибегнув к алкоголю и различным наркотическим веществам. Те, в свою очередь, временно позволяют расслабиться и выйти на контакт с окружающим миром.

Зачастую проблемы с общением связаны с неумением красиво и грамотно излагать свои мысли, поддержать разговор, в спорной ситуации отстоять свое слово. Общение теряет непосредственный и спонтанный характер. Человек начинает переживать, волноваться.

Он старается общаться не тогда, когда этого требует ситуация, а когда к этому готов его разум.

Люди с проблемами подобного рода имеют дисгармонию в своих мыслях, ощущениях, состояниях. Не чувствуют себя единым целым. Перестают себя любить и воспринимают изгоем. Исчезает вера в себя как в самодостаточную личность. Существует масса людей, имеющих блестящее красноречие, которое часто выручает их.

Безусловно, это прекрасное умение красиво и внушительно говорить, но даже это качество не помогает до конца раскрепоститься. Корень зла находится гораздо глубже. В наличии физических недостатков, давних обид, неприятных ситуациях в прошлом. Существует масса причин, по которым человек захлопывается, перестает верить в себя.

Все эти моменты фиксируются в его подсознании с раннего детства, когда кого-то назвали слишком толстым, неудачником, слабым, некрасивым.

Встречаются люди, которые сами по себе не любят общаться, предпочитают молчать, компенсируют общение различной деятельностью. Им не интересно, что происходит вокруг, они не желают делиться с кем-либо своими мыслями и идеями.

И что самое удивительное, такие люди не чувствуют дефицита общения, так как не испытывают в нем потребность. Такие ситуации тоже таят в себе проблему, связанную с общением. Человек должен постоянно находиться в процессе развития.

Живя в окружении подобных себе, очень сложно быть вне общения.

Источник: https://psihter.ru/mezhlichnostnyie-otnosheniya/problemyi-s-obshheniem/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.