Подросток возрастные рамки

Содержание

Возрастная периодизация: периоды жизни человека в психологии

Подросток возрастные рамки

Возраст человека может быть оценен с разных точек зрения: с хронологической, биологической, социальной и психологической. На протяжении своего жизненного пути индивид проходит через множество различных периодов, каждый из которых влияет на формирование его самого. О том, что это такое – возрастная периодизация личности, и почему она так важна для психологии, я расскажу в этой статье.

Понятие

Разделение жизни на различные промежутки необходимо для определения той или иной стадии развития человеческого существа в зависимости от прожитых им лет.

Этот анализ нужно проводить не только в научных целях, но и для регулирования общественных процессов: существует граница, при достижении которой наступает уголовная ответственность, возникает ряд прав и обязанностей.

В рамках этого материала нас будут интересовать другие аспекты, касающиеся взросления – это психические и связанные с ними физиологические особенности, проблемы и ценности. Знания о них помогут лучше понять себя, свои мотивы и решения, выстроить грамотный диалог с внутренним «я» и миром.

Периодизация развития психики в жизни человека

Эта модель предполагает оценку состояния личности для определения степени ее зрелости. Так называемый психологический возраст состоит из следующих компонентов:

  • Параметры умственного становления. Его рассчитывают исходя из результатов прохождения специальных тестов.
  • Уровень социальной адаптации. Показывает ступень, на которой находится индивид по отношению к социуму, его навыки выстраивания коммуникаций.
  • Эмоциональная сформированность. К ней относятся способности к самоконтролю, выражению и подавлению эмоций.

Итоговая цифра – коэффициент психической «взрослости» – вполне может не соответствовать биологическому показателю.

Классификация основных возрастных периодов жизни и развития человека: градация возраста по годам

ГруппаВременной промежутокХарактеристика
ДетиПервый месяц жизниРождение сопровождается большим стрессом и кризисом для малыша. Привычная для него внутриутробная среда меняется на незнакомую внешнюю. Новорожденный тесно связан с матерью, именно с ее помощью он открывает для себя окружающую действительность и адаптируется к ней. В это время формирование личности протекает неосознанно и зависит от врожденной генетической программы.
1-12 мес.Появляются базовые социальные навыки: взаимодействие со взрослыми, распознавание родных, улыбка, смех. Первостепенное значение все еще имеет мама, хотя кроха уже способен ощущать себя как отдельное от нее существо.
1-3 годаПериод характеризуется психологическим отделением малыша от матери, формированием у него понимания собственного «Я». В возрасте около трех лет наступает кризис развития, связанный с желанием показать свою самостоятельность, независимость от старших. В это время возникают капризы, отрицание, игнорирование просьб. Дети начинают осознавать свои желания и действовать в соответствии с ними. Наблюдается становление коммуникативных навыков: способность говорить в условиях ограниченного запаса слов, выстраивать контакт со сверстниками. Мир ребенок познает уже не с помощью мамы, а посредством игры.
8-10 летПроисходит постепенное включение в общественные правила и нормы, систематизируется понимание того, что делать можно, а что нельзя. Это этап активного взаимодействия с другими детьми. Родители занимают позицию второго плана, но все еще не теряют авторитет. Появляется тяга к знаниям, расширяется словарный запас. Действительность познается с помощью любознательности, огромного количества вопросов, на которые дошколята хотят получить ответы.
3-7 летГлавенствующую роль играет школа. Развивается самоконтроль, логическое мышление, дисциплинированность, нравственность. Усваиваются моральные законы и формируется отношение к ним. Авторитетную роль играет первый учитель.
Подростки11-16 летКрайне сложный период для каждого человека. В организме начинают происходить серьезные гормональные перемены, которые сказываются на образе действий, самооценке, взаимоотношениях с друзьями, одноклассниками, учителями и семьей. Главный конфликт возникает с появлением внешних трансформаций, развития вторичных половых признаков. В этот момент подросток уже видит и воспринимает себя взрослым, однако для общества еще остается ребенком. Необходимость подчиняться родителям, педагогам может порождать агрессию и протест. Первичными становятся отношения со сверстниками, их мнение и оценка воспринимаются как авторитетные. В подростковом возрасте сильнее, чем когда-либо еще хочется влиться в компанию, завоевывать внимание друзей и противоположного пола.
Молодые люди7-21 годУраган подростковых эмоций постепенно меняется на уверенность в себе, осознание важности своих интересов и вкусов. Завершается становление картины мировосприятия, системы ценностей и основных принципов. Это время для выбора дальнейшего пути социального развития, самоопределения. В этот период появляются первые действительно серьезные отношения, более зрелая влюбленность
Взрослые22-35 летЭтап максимальной продуктивности. Пик интеллектуального, эмоционального и физиологического развития. Мысли и стремления направлены на достижения в профессиональной деятельности, создание семьи.
36-45 летК этому моменту у большинства людей уже есть стабильный источник заработка, дети. Параллельно с этим возникают первые признаки старения, снижается сексуальная и физическая активность. Наступает кризис среднего возраста, который, так или иначе, затрагивает каждого зрелого человека вне зависимости от его социального статуса и внутреннего благополучия. Кризисный период связан с переоценкой пройденного жизненного пути, анализом своих достижений. Возникает желание кардинально изменить образ жизни. Эта возрастная категория характеризуется и сложностями в социальных взаимодействиях: дети переходят в статус подростков или молодых, а родители постарели или умерли. Переживания, связанные с этими фактами, оказывают не лучшее влияние на психику.
46-60 летПережив один из самых сложных отрезков существования, человек обретает психологическое спокойствие и уверенность в себе. Приходит осознание того, что большая часть жизни уже прожита. Возрастает ценность оставшегося времени.
Пожилые61-75 летПо независящим от нашей воли причинам на первый план выходят проблемы со здоровьем. Обостряются все хронические заболевания, которые сопровождаются ощущением общей слабости. Наряду с этим, желание быть включенным в процесс социальной коммуникации не становится слабее, а только возрастает. Пожилым людям хочется принимать участие в жизни семьи, продолжать трудовую деятельность.
Старые75-90 летОбласть интересов и сфера влияния человека ограничивается собственным здоровьем, заботой о детях и внуках. Заметны изменения в характере: проявляются эгоизм, инфантильность, которые сопровождаются повышенной тревожностью, нарушениями сна и страхом смерти.
Долгожители91 год и старшеПоявляется физическая несамостоятельность, зависимость от присутствия рядом близких людей, потребность в оказании помощи. Переживания по поводу скорого конца заглушает принятие и осознание неизбежного.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Психолог Дарья Милай

Принципы и подходы к периодам человеческой жизни

Описанная выше классификация базируется на оценке ряда критериев:

  • Хронологический возраст (непосредственно количество лет, пройденных с момента рождения).
  • Биологический (параметры физического развития).
  • Психологический (показатели умственной, эмоциональной и социальной зрелости).

Чтобы отнести человека к той или иной возрастной категории, за основу берется его хронология (уровень взрослости «по паспорту») и дополнительно проводится анализ остальных параметров. Такой индивидуальный подход более объективен.

Теория Эльконина

Советский ученый утверждал, что периодизация имеет колоссальную научную ценность. Детально изученная, она позволяет выявить движущие факторы становления личности на разных этапах жизненного пути.

Эти знания, в свою очередь, могут способствовать выстраиванию более совершенной педагогической и воспитательной систем. В рамках этой идеи большое значение придается начальным периодам жизни, когда происходит формирование базовых ценностей, мировоззрения.

Традиционные возрастные группы психолог делил на более локальные категории:

  • Детство подразделяется на младенчество, детские и дошкольные годы, затем младший школьный возраст.
  • Подростковый этап – на молодой и старший.

Теория Эриксона

Ученый выявил 8 стадий формирования личности, каждой из которых характерна своя задача, а также сильные и слабые стороны.

  • до 1 года — вера/недоверие;
  • 1-3 — сильная/слабая воля;
  • 3-7 —активность/пассивность;
  • 7-12 — уверенность/замкнутость в себе;
  • 12-18 — верность/диффузия;
  • 18-25 — любовное чувство/исключительность;
  • 25-65 — забота/одиночество;
  • от 65 — мудрость/презрительное отношение.

Концепция Выготского

В своей системе психолог особое внимание уделял детству, так как считал, что осознание особенностей каждого периода взросления ребенка позволит взрослым отрегулировать свое поведение и лучше понять свое чадо.

Как считал Фрейд

Психоаналитик полагал, что поведенческий фактор индивида определяется его бессознательным, основной движущей силой которого является сексуальность. Он выделил следующие ступени развития сексуальной энергии:

  • Оральная: младенец до 1 года получает удовольствие от кормления грудью.
  • Анальная: главной эрогенной зоной в 1-3 года является слизистая оболочка кишечника (малыша приучают к чистоплотности).
  • Фаллическая: высшая точка детской сексуальности в 3-5 лет. Время зарождения комплексов Электры и Эдипа.
  • Латентная: в 5-12 лет сексуальность отходит в сторону, ее вытесняет социальность.
  • Генитальная: становление сексуальных желаний в 12-18 лет.

Проблемы периодизации

Фактический возраст личности далеко не всегда соответствует степени ее психологического, биологического, интеллектуального и социального развития.

Установленные границы способны сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Особенно неточны рамки, характеризующие подростковый период.

По сути один этап сменяется другим, после того, как у индивида возникают ранее не существовавшие качества. Так происходит переход от одной точки к другой.

Критические моменты

Периодизация жизненного пути индивида связана с метаморфозами, происходящими в организме: меняется гормональный фон, что влияет на настроение, поведение.

8 основных кризисных фаз:

  • подростковая;
  • переход к взрослости;
  • 30-летие;
  • подход к четвертому десятку;
  • 40-летие;
  • середина пути (45 лет);
  • 50-летие;
  • 55-летие;
  • 56-летие.

Преодоление кризисов

Проживая каждый из этих периодов, личность перешагивает через определенную ступень развития, обретает новые навыки, знания, опыт. Подросток стремится к независимости от родителей, ищет свой путь. В 30 лет человек переоценивает свои идеалы, меняет взгляды на мир.

К 40 годам желает укрепиться в социальных ролях, добиться успехов в карьере, мыслит более рационально. На середине пути снова начинает задумываться о правильности своего образа жизни, хочет совершить нечто, что оставит после него след.

В 50 появляются проблемы на физиологическом уровне, на передний план выходит здоровье, а в 55 приходит осознание своего опыта, мудрости, важности. К 56 переживания о духовной сфере перетекают в стремление развиваться внутренне.

Если заранее подготовить себя к приближению кризисного периода, он пройдет легче. Главное, не бояться просить помощи, если она вам необходима. Психическое здоровье не менее важно, чем физическое. Если вы запутались, не можете понять причин своего депрессивного состояния, запишитесь на мою консультацию. Подключая метафизическое пространство, мы вместе найдем ответы на сложные вопросы.

Философское понятие о возрастной периодизации развития человека

Изучению особенностей зрелости уделяли внимание еще в древности. Периодически к разработанным в прошлом концепциям обращаются и современные ученые.  Так, в Китае полагали, что человеческое существование можно разделить на 7 отрезков. Лучшим из них считался возраст от 60 до 70. Его связывали с духовной зрелостью и мудростью.

Классификация по временам года:

  • Весна – рождение и становление личности. Длится до 20 лет.
  • Лето – молодость (20-40).
  • Осень – расцвет творческого раскрытия (40-60).
  • Зима – старость.

Для мыслителя был важен цикл человеческого существования. Эта концепция основана на идеях перевоплощения и перерождения: как природные условия меняются местами, так проходят по кругу жизни и поколения.

Так ли важен возраст

Возрастная периодизация – понятие весьма относительное.

Нет нужды всеми силами стремиться продлить юность: природа возьмет свое, а наша задача – находить в каждом из пройденных этапов что-то ценное, прекрасное.

Да, учитывать физиологические и психические особенности каждого периода стоит. Но принимать их нужно не как фатальную неизбежность, а как ресурс, с помощью которого можно жить максимально полно.

Вы сами вправе решать, по каким показателям выделить определенные жизненные интервалы. Значение имеют не только внешняя красота, молодость и физическая активность. Важно то, как вы сами ощущаете себя, какие планы и мечты у вас есть и как вы хотите прожить свое драгоценное время.

Заключение

Узнав базовую информацию о возрастных периодах, этапах жизни человека по годам и о том, что это значит для психологии, помните: в любом осознанном возрасте важно учиться налаживать диалог с миром и самим собой.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

Источник: https://damienmilay.com/basis/vozrastnaya-periodizacziya-periody-zhizni-cheloveka-v-psihologii/

Возрастная классификация Всемирной организации здравоохранения

Подросток возрастные рамки

Еще в прошлом столетии женщина 30 лет считалась пожилой. При поступлении в родильное отделение будущую маму относили в категорию старородящих и одаривали неодобрительными взглядами. В наши дни ситуация в корне изменилась. Сейчас 40-летняя беременная женщина мало кого удивляет. Это обусловлено увеличением продолжительности жизни человека и другими критериями.

Тенденция заставила мировое сообщество пересмотреть существующие возрастные границы. В частности, изменилась классификация возрастов ВОЗ.

статьи

  • Классификация ВОЗ
  • Влияние возраста на человека
  • Опрос

Классификация ВОЗ

Согласно имеющимся данным, Всемирная Организация Здравоохранения делит людей на следующие группы и категории:

ВозрастВозрастной период
18-44 летМолодость
44-60 летСредний возраст
60-75 летПожилой человек
75-90 летСтарческий период
90+ летДолгожитель

При составлении таблицы медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.

Градация отдаленно напоминает разделение на определенные группы и периоды жизни, существовавшее в Древнем Риме. Во времена Гиппократа возраст до 14 лет – считался юностью, 15-42 лет зрелостью, 43-63 года старостью, свыше этого – долголетием.

Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость.

Согласно статистическим данным, с годами численность населения, чей возраст составляет 60-90 лет, увеличивается в 4-5 раз быстрее, нежели общие показатели.

Этим и другими критериями обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в ряде стран мира.

Влияние возраста на человека

Однако возрастная классификация Всемирной организации Здравоохранения не в силах изменить сознание человека. В отдаленных населенных пунктах люди до сих пор 45 и более лет считают практически предпенсионным возрастом.

Женщины, преодолевшие сорокалетний порог, готовы махнуть на себя рукой. Многие возрастные дамы злоупотребляют алкоголем и курением, перестают ухаживать за собой. В результате женщина теряет привлекательность, быстро стареет.

Впоследствии возникают психологические проблемы, усугубляющие ситуацию.

Если женщина или мужчина чувствуют себя действительно старыми, то тут уж никакие корректировки в классификации возраста человека по ВОЗ не в состоянии изменить ситуацию.

В данном случае пациент нуждается в качественной своевременной помощи профессионального психолога. Специалисты рекомендуют пересмотреть жизнь и найти в ней новый смысл. Это может быть хобби, работа, забота о близких, путешествия. Смена обстановки, положительные эмоции, здоровый образ способствуют улучшению эмоционального состояния и, как следствие, увеличению продолжительности жизни.

Что касается мужской части населения, она также подвержена депрессивным состояниям. В результате представители сильной половины человечества в среднем возрасте рушат семьи, создавая новые с молодыми девушками. По мнению психологов, таким образом мужчины пытаются удержать уходящие годы.

Сейчас кризис среднего возраста в среднем наступает около 50 лет, возрастая из года в год. Несколько десятилетий назад его пик приходился на 35 лет.

Стоит заметить, что на психоэмоциональное состояние влияет страна проживания, экономическая и экологическая ситуация, менталитет и прочие факторы.

Согласно проведенным ранее исследованиям, реальная возрастная градация и периодизация – иная. Жители европейских стран считают окончание молодости в 50 лет +/-2 года. В азиатских странах многие 55-летние ощущают себя молодыми и не готовы уходить на покой. Это же касается жителей ряда штатов Америки.

Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения, это обобщенные показатели, меняющиеся с определенным промежутком. На их основании можно подготовить организм к последующим старческим изменениям, вовремя переориентироваться, найти хобби и т.д.

В каждом случае при градации стоит учитывать индивидуальные особенности человека. Современное медицинское оборудование и технологии дают возможность поддерживать организм в хорошей форме на протяжении долгих лет.

Опрос

Источник: https://agesecrets.ru/vozrast/vozrastnaya-klassifikatsiya-vsemirnoj-organizatsii-zdravoohraneniya

Возрастные периоды жизни человека и его психического развития

Подросток возрастные рамки

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов, рассматривающих данный вопрос с социальной, психологической и педагогической точки зрения.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:

  1. Умственный уровень (коэффициент умственного развития человека специалисты вычисляют при помощи анализа результатов специальных тестов, которые проходит испытуемый).
  2. Социальная зрелость (определяется уровень адаптации человека к окружающей его социальной действительности — способность к коммуникации, карьерные достижения, дружеские привязанности и т.д.).
  3. Эмоциональная зрелость (уровень самоконтроля, степень выраженности или подавленности эмоций и др.).

В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

КатегорияВозрастной периодОсобенности развития и коммуникации
ДетиноворожденныеПоявление на свет является серьезным кризисом для ребенка, поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.
до 1 годаЗначительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.
1- 3 летПроисходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает агрессию.Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.
3- 7 летДети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется самооценка, активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.
8 -10 летВ этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.
Подростки11-16 летНаиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.
Молодые люди17-21 годВ этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную уверенность в себе, осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — определение будущей профессии.Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой влюбленности.
Взрослые люди22-35 летПериод зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, рождения детей.
36-45 летВ это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.
46 — 60 летКак правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.
61-75 лет (пожилые)У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.
76-90 лет (старые)Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.
старше 90 лет (долгожители)Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:

  • хронологического (количество лет по паспорту);
  • биологического (показатели функционирования организма);
  • психологического (умственное, социальное и эмоциональное развитие).

Основой периодизации является определение реального возраста человека, которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

  • раннее детство: младенчество, ранний детский возраст;
  • детство: дошкольный возраст, младший школьный возраст;
  • подростки: младший подростковый и старший подростковый периоды.

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача.

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.

Итак:

  • до года — доверие или недоверие;
  • до 3 лет — сильная воля или слабая воля;
  • от 3 до 7 — инициативность или пассивность;
  • от 7 до 12 — уверенность в себе или неуверенность;
  • от 12 до 18 — верность себе или диффузия;
  • от 18 до 25 — любовь или чувство исключительности;
  • от 25 до 65 — забота или одиночество;
  • от 65 — мудрость или презрение.

Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским:

  • новорожденность;
  • раннее детство (1-3 года);
  • дошкольный период (3 -7 лет);
  • школьный возраст (7-;11 лет);
  • пубертатный возраст (15-18 лет);
  • юность (19-25 лет);
  • молодость (20-30 лет);
  • граница молодости и среднего возраста (30-45 лет) — кризис творческой активности, вызванный формированием профессиональной состоятельности одновременно с нарастанием рутины;
  • средний возраст (30-45 лет);
  • зрелость (45-;60 лет);
  • пожилой возраст (после 60 лет) — кризис подведения итогов из-за изменения социального положения, замедления привычного ритма жизни.

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:

  1. Оральная (до года). Ребенок получает удовольствие в процессе грудного вскармливания.
  2. Анальная (1-3 года). Основной эрогенной зоной становится слизистая оболочка кишечника, поскольку ребенка приучат к опрятности.
  3. Фаллическая (3-5 лет). Пик детской сексуальности. В это время зарождаются движущие сексуальные комплексы — Электры и Эдипов.
  4. Латентная (5-12 лет). Сексуальное развитие отходит на второй план, вытесняемое социальными интересами.
  5. Генитальная (12-18 лет). Формирование сексуальных стремлений.

Границы подросткового возраста: описание, порядок определения, психологические аспекты

Подросток возрастные рамки

Стенли Холл говорил о нем, что это период бури и натиска. — говорил о нем Стенли Холл. Ж-Ж. Руссо называл его периодом бурь и страстей, процессом «рождения во взрослую жизнь». Для Л.С.

Выготского он был переломным, критическим, переходным. Родители и учителя считают, что он трудный, невыносимый, кошмарный. И это все он — подростковый возраст.

Когда его ждать? Как к нему подготовиться, понять и пережить?

Когда подросток стал проблемой

Подростковый возраст как самостоятельный и обособленный период человеческой жизни — это относительно современное явление.

Исследования антропологов и культурологов описывают гармоничное и бесконфликтное протекание процесса взросления в примитивных культурах, а также в эпоху допромышленного развития цивилизации.

Дети с ранних лет были включены в трудовую и повседневную бытовую жизнь окружающих. Имели обязанности, физически выполнимые в их возрасте, несли ответственность за результат перед семьей, племенем.

После окончания младенчества прекращалось жесткое разделение форм поведения на детское и взрослое. Таким образом человек с ранних лет приобретал навыки и знания, необходимые в дальнейшей жизни.

В таких условиях обучение способам взрослого поведения происходило плавно. К возрасту полового созревания ребенок был полностью готов к выполнению требований самостоятельной зрелой жизни.

Только с середины 17 века стали выделять особый период в жизни человека — подростковый возраст в качестве нового социального явления.

Кто и когда определил эти границы

Все основные направления и школы зарубежной психологии не обошли своим вниманием вопрос о том, каковы возрастные границы подросткового возраста. С.Холл первым из психологов дал научное обоснование этого явления. Он считал, что возрастные границы подросткового возраста составляют период от начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет).

Его последователи выделяли в этом диапазоне уже два периода — от 11-13 лет и до 17-20 лет. До сих пор не удалось выработать единый подход к определению четких возрастных границ этого периода.

Несмотря на то, что в английском языке под определение подросток попадают только лица в возрасте 13-19 лет, в зарубежной психологии преобладает определение adolescence — взросление с диапазоном от 12-14 до 25 лет.

В России проблемы, связанные с данным возрастом, первыми исследовали Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин. Основной причиной особенностей данного периода они считали кардинальную смену интересов и ведущей деятельности.

Исходя из этого, общий возрастной период от 11 до 17 лет подразделяют на два: первый от 11 до 15 лет, и старший подростковый возраст в границах 15-17 лет.

Интересы, свойственные подросткам в это время, следующие:

  • К собственной личности.
  • Тяга к противодействию, сопротивлению.
  • Интерес к романтике, героизму, риску.
  • Установка на большие масштабы, глобализацию интересов

Границы подросткового возраста по Выготскому отмечены кризисами 13 и 17 лет, которые отделяют детство от подросткового периода и юношеского соответственно. Именно в это время подросткам свойственно совершать неординарные поступки.

Взгляд со стороны

Медицинская наука по-другому отвечает на вопрос о том, каковы границы подросткового возраста. В возрастной физиологии установлены следующие этапы взросления и их нормы.

мальчики (лет)девочки (лет)
1 этапот 10-13 до 12-14от 8-10 до 9-12
2 этапот 12-14 до 13-16от 9-12 до 10-12
3 этапот 13-16 до 15-17от 10-13 до 11-14
4 этапот 15-17 до 17-18от 11-14 до 15-16

Первый этап — начало усиленного роста костной и мышечной тканей. Появление признаков полового формирования.

Второй этап — основным признаком являются скачки роста (прибавка достигает до 8 см в год) и увеличение массы тела (до 8 кг в год). Продолжается развитие вторичных половых признаков: набухание груди и молочных желез (у мальчиков впоследствии пропадает), слабая пигментация, начало роста пениса.

Третий этап — максимальная активность тестостерона и эстрогена приводит к бурному половому формированию. Активный рост волос на теле (согласно мужскому и женскому типу), ломка голоса, первые эякуляции у мальчиков и менструации у девочек

Четвертый этап — окончательное формирование репродуктивной системы.

Особенности физиологического взросления

Интенсивная перестройка эндокринной системы знаменует собой с точки зрения медицины начало подросткового возраста. Окончание этого периода — достижение половой зрелости.

В это непростое время ребенок постоянно приспосабливается, адаптируется к физическим и физиологическим изменениям, которые происходят в его организме с необычайной скоростью.

Новые пропорции тела лежат в основе неуклюжести, подростковой угловатости. Это не прибавляет молодой личности уверенности в себе.

У мальчиков во время смены тембра голоса иногда случаются срывы на высоких нотах, что также может переживаться ребенком болезненно.

Сроки формирования вторичных половых признаков имеют большой индивидуальный разброс в рамках общей возрастной нормы, что приводит к переживаниям и непринятию своего тела.

Бурное развитие вызывает проблемы в работе сердца, легких, кровеносной системы, что приводит к перепадам мышечного и сосудистого тонуса, а также физического состояния и настроения.

Эмоциональная нестабильность усиливается новым для подрастающей личности чувством сексуального возбуждения. Все это усугубляет сложность и противоречивость подросткового возраста.

С точки зрения закона

Юридические правовые нормы для юношей и девушек в Российской Федерации регулируются Гражданским Уголовным Кодексами РФ.

Согласно им, юридические границы подросткового возраста установлены в пределах от 14 до 18 лет. Данная категория граждан РФ называется несовершеннолетними.

Некоторые правовые нормы касаются и ребят от 6 до 14 лет. Это малолетние несовершеннолетние.

Права и обязанности

Как зафиксировано в нормативных документах:

Малолетние несовершеннолетние имеют такие права:

  • Совершать мелкие бытовые сделки (покупки).
  • Распоряжаться по собственному усмотрению средствами, предоставленными законными представителя с их согласия.
  • С 10 лет мнению и действия ребенка придается юридический смысл.

Несовершеннолетние имеют такие права:

  • Быть авторами произведений искусства, литературных и научных работ.
  • С 14 лет устраиваться на работу с согласия родителей.
  • С 15 лет самостоятельно устраиваться на работу.
  • С 16 лет заниматься предпринимательской деятельностью
  • Распоряжаться своим заработком и доходами по своему усмотрению
  • имеют право открывать счет в банке, распоряжаться вкладом по своему усмотрению.
  • с 16 лет появляется полная административная и юридическая ответственность.
  • с 16 лет возможна юридическая эмансипация (признание полной дееспособности по решению суда или органов опеки).

Что говорят психологи

Почему в современном мире так остро, а зачастую и болезненно переживается короткий (относительно к общей продолжительности жизни) подростковый период?

Л.С, Выготский отмечал три линии взросления человека в онтогенезе. Эти векторы развития имеют начальную и финальную точки своего направления. Вот три вида созревания:

  • Органическое.
  • Половое (составляющая часть органического созревания, но настолько важная, что выделена в особое направление).
  • Социальное.

В примитивных культурах и до 17-18 веков финальные точки полового и социального взросления совпадали. Это фиксировалось ритуалами инициации и традициями общежития, которые способствовали началу самостоятельной взрослой жизни, такими как военная служба, обучение ремеслу вне семейного клана (ученичество), создание собственной семьи. Позже (через пару лет) завершалось органическое взросление.

Как вы теперь определите границу подросткового возраста? Вследствие развития общества и усложнения социального взаимодействия окончательные точки взросления сильно разошлись во времени. Сначала завершается половое созревание, затем органическое. Развитие социальной самостоятельности сейчас очень растянуто во времени. Начавшись в 13 лет, оно часто не заканчивается и в 25.

Почему с ними так сложно

В границах подросткового возраста возникает новая особенность психологического развития человека — чувство взрослости. В рамках этого новообразования ребенок стремится к полной самостоятельности.

На начальном этапе пути своей новой жизни ребенок прибегает к демонстративным проявлениям взрослости. Появляется желание быть независимым в выборе одежды, самостоятельным в выборе друзей и развлечений.

У юного человека возникает потребность сопротивляться временным рамкам режима, установленного родителями и учителями.

Нередко подростки используют атрибуты взрослой жизни, запрещенные детям — курение, алкоголь, ненормативная лексика, пытаясь тем самым расширить возрастные границы подросткового возраста.

Окружающие часто называют младший подростковый возраст детством. Поэтому они не только не помогают повзрослевшей личности утвердиться, но и усиливают контроль, свое давление. Это приводит к обострению конфликта, начинается дистанцирование от родителей в психологическом и эмоциональном плане.

Семья или улица

Важным и определяющим становится влияние сверстников. От них во многом зависит представление подростка о себе, своей значимости и ценности. В этот период начинает формироваться статус «Я — концепция».

Если раньше в оценке себя ребенок ориентировался на мнение взрослых, то с 11-12 лет проявляется интерес к собственному внутреннему миру. В это время происходят первые опыты рефлексии и самопознания.

Понять, какой он есть на самом деле — главная составляющая сложной внутренней работы подростка.

Оценки при этом очень пристрастны и не всегда соответствуют действительности. Непринятие своей внешности — это только вершина айсберга проблем, которые пытается решить подросток, формируя образ «реальный Я».

Существует и образ «Я идеальный», который складывается под влиянием окружения: сверстников, СМИ, значимых взрослых. Несовпадение данных образов приводит к переживаниям, девиантному поведению.

Задача родителей состоит в том, чтобы сблизить эти образы, мягко их корректируя.

Быть или казаться

Пытаясь всеми силами казаться взрослыми, дети младшего подросткового возраста еще не готовы и не могут быть таковыми в полной мере. В сложных ситуациях, когда необходимо нести ответственность за свои поступки и решения, они желают получить защиту и опеку взрослых.

Чуткий и мудрый родитель никогда не будет использовать эту уязвимость ребенка в качестве способа подавить его самостоятельность. Защитив и решив проблему, правильный родитель постарается подсказать, как действовать в следующий раз, чтобы решить ситуацию без помощи взрослых.

В начале жизненного пути

В старшем подростковом возрасте остро встают вопросы жизненных перспектив, профессионального самоопределения, нравственных ориентиров. Основное влияние на формирование данных критериев личности оказывает семья. Сознательно, а чаще неосознанно, пишется сценарий будущей жизни.

В этот период подросток пытается отстоять свою социальную независимость, так как от него могут потребовать одновременно беспрекословного подчинения и принятия ответственного решения. Он чувствует себя «на двух стульях»: ать можно, но жениться нельзя, работать можно, но купить алкоголь нельзя.

Атрибуты взрослой жизни перемежаются с ограничениями, характерными для детства.

Взрослый, но еще ребенок

Три совета для родителей:

  1. Если вы запутались в возрастных границах подросткового возраста, внимательно относитесь к своему ребенку. Все эти нормы весьма условны и имеют большие индивидуальные расхождения.
  2. Если вы считаете, что развитие вашего ребенка не соответствует этапам, описанным в статье, еще раз прочтите пункт 1.
  3. Если вы сравниваете своего ребенка с другими (детьми друзей, коллег, одноклассниками), снова перечитайте пункт 1.

Зная и понимая особенности подросткового возраста в современном мире, можно немного ослабить «бури и страсти», сопровождающие взросление. Однако вряд ли получится их полностью избежать.

Источник: https://FB.ru/article/450681/granitsyi-podrostkovogo-vozrasta-opisanie-poryadok-opredeleniya-psihologicheskie-aspektyi

Пубертатный период возраст у мальчиков и девочек

Подросток возрастные рамки

Пубертатный возраст — это сколько лет? Таким вопросом задаются родители в ожидании нелегкого периода взросления своих детей. Пубертатный возраст связан с половым созреванием человека. У мальчиков он в среднем проходит в период с 13 до 18 лет, а у девочек — с 12 до 16.

Слово «пубертатный» произошло от латинского рubertas (половая зрелость). В пубертатный период активируются половые железы, идет ускоренный рост организма, подготовка его ко взрослой жизни и возможности продолжения рода.

В этом периоде активизируется гормональный фон: именно гормоны ответственны за начало, течение и окончание пубертатного периода. Быстрый рост костей и мышц может быть непропорциональным, болезненным.

Гормональная перестройка организма приводит к эмоциональной неустойчивости и психологической уязвимости детей.

Пубертатный возраст у мальчиков

Пубертатный период начинается после сигнала гормональной системы. В среднем возраст пубертатного периода у мальчиков — 9-18 лет. Основной пик приходится на 12-14 лет, когда идет активное физическое развитие мальчика, связанное с бурной выработкой гормонов.

Раннее или позднее начало пубертатного возраста ребенка зависит от многих факторов. На это могут влиять:

  • наследственность;
  • уровень физического развития;
  • эмоциональное и психическое состояние;
  • этническая принадлежность;
  • вредные привычки.

Признаки пубертатного возраста у мальчиков:

  • активный рост костей, потеря веса за счет резкого роста организма;
  • меняется фигура — развиваются кости, мышцы, расширяются плечи, бедра, по сравнению со всей фигурой, становятся уже;
  • ломается голос — периодически срывается с появляющегося низкого, мужского тембра на высокий, детский;
  • признаком нормального полового развития является поллюция — непроизвольное семяизвержение во сне;
  • появляются волосы на груди, в подмышечных впадинах, на лице, на лобке;
  • активно развивается половая система, увеличиваются половые органы;
  • гормональные скачки могут привести к обильным угревым высыпаниям на лице, груди, спине, после нормализации гормонального фона кожа очищается;
  • психологические изменения в характере, эмоциональная нестабильность, появление интереса к противоположному полу.

Перечисленные признаки появляются одновременно или по очереди, сглаженно и органично или бурно, болезненно — все зависит от генетической предрасположенности и условий жизни, психологического комфорта мальчика в этот период.

Пубертатный период у девочек

Пубертатный возраст у девочек зависит от индивидуального строения, генетических особенностей, эмоционального и физического здоровья. Ориентировочно возраст пубертатного периода у девочек начинается с 8 до 13 лет.

В эти цифры входит и плавное, незаметное родительскому глазу изменение ребенка, подготовка маленького организма к большим изменениям. Пик развития с видимыми изменениями и проявлениями приходится на возраст в 12-16 лет.

Признаки пубертатного возраста у девочек:

  • увеличивается грудь, процесс плавный, может растягиваться по времени до 5 лет;
  • быстрый, порою непропорциональный (из-за этого болезненный) рост организма;
  • изменяется форма тела, появляются жировые отложения на бедрах и животе;
  • начинают расти волосы на лобке и в подмышечных впадинах;
  • появляется повышенная потливость;
  • появляются вагинальные выделения;
  • гормональная нестабильность приводит к угревой сыпи на лице, спине, груди;
  • приходит первая менструация (ее называют менархе), отлаживается регулярность менструального цикла;
  • эмоциональная нестабильность, уязвимость, влечение к противоположному полу, появление сексуальных ощущений.

Во время пубертатного периода организм девочки проходит глубокие и сложные изменения. Выделяют ранний и второй пубертатный периоды у девочек.

Ранний пубертатный период

Время физического роста стоп, кистей рук, начала формирования груди. Появляются вагинальные выделения, в это время особенно важно тщательно следить за гигиеной, чтобы избежать воспалений и неприятного запаха.

Второй пубертатный период

В это время начинают расти волосы на лобке, может появиться угревая сыпь. Стремительно развивается тело, изменяются черты лица. Вместе с ростом может набираться излишняя масса. Приходит первая менструация. Обычно второй пубертат приходится на возраст 11-12 лет.

Трудности пубертатного периода

Гормоны — эта химия, которая влияет на физическое и психологическое самочувствие человека. Когда гормоны начинают свою работу, их бурная деятельность, неслаженность, непривычность для детского организма приводят к высоким физическим и психологическим нагрузкам.

Эмоциональная нестабильность

За избитой формулировкой скрывается трудная для подростка ноша — непонимание, как вести себя с противоположным полом, как мириться с меняющейся внешностью, мыслями и желаниями. Все это подстегивается гормональным коктейлем, когда настроение «хуже некуда» наваливается внезапно, из ниоткуда, порожденное меняющейся гормональной химией.

Усталость

Быстрый рост тела приводит к тому, что ребенок может быстро утомляться и постоянно чувствовать голод. Важно следить, помогать, поддерживать режим, чтобы была возможность спать от 9 часов в сутки. Еда должна быть полезной, насыщенной витаминами, микроэлементами, без балластного жира и лишних сахаров. Правильное питание придаст энергию, поможет нормализовать эмоциональный фон.

Недовольство внешностью

Не все изменения радостны и приятны для подростка. Дети сравнивают себя с остальными одноклассниками. Различия в степени и глубине развития в этом возрасте приводят к комплексам и зажатости.

Агрессивность

Проявляется у мальчиков, у девочек больше проявляется в виде истерии. Непонимание, как вести себя дальше, как построить свою линию поведения, что это такое — быть мужчиной или быть женщиной — приводят к бурным неконтролируемым реакциям.

Грубость

Проявление неудовлетворенности собой, своим местом в коллективе, бунт против старших — это попытки найти себя в новом качестве, показать свое взросление.

Суицидальные мысли

Ощущение своей беззащитности, невозможности решить проблемы отношений, нестабильность эмоций, неудачи в любви могут приводить к таким мыслям. Подростковый возраст — опасное время. Важно, чтобы подобные мысли не казались легким выходом из замкнутого круга, чтобы чувство непонимания, неудовлетворенности не привело к непоправимым действиям.

Роль родителей в безболезненном прохождении пубертатного периода очень важна. Важно вовремя рассказывать своим детям о физических и психологических изменениях, которые их ждут.

Но самое главное — дать ребенку почувствовать, понять, что родители всегда примут его, помогут и поддержат. Рассказывать, как вы справились со своими проблемами: как лечили прыщи, чем склеивали разбитое сердце, как пережили предательство друга.

Это гораздо важнее, чем попытки сохранить контроль, отслеживая каждый шаг, требуя повышенной дисциплины, отличных оценок и чистоты в комнате.

Не упускайте возможность помочь своему ребенку пройти тяжелое время без лишних рубцов и шишек.

0

0

23673

Источник: https://littleone.com/publication/0-6103-chto-takoe-pubertatnyy-vozrast

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.