Конвергенция у ребёнка лечить или нет
«Изоляция может ускорить развитие близорукости. Но гаджеты тут ни при чём»
Изначально мы созвонились с офтальмологом Вадимом Бондарем, чтобы узнать, как онлайн-обучение влияет на зрение детей. Но в итоге поговорили о многом другом. Спойлер: гаджеты и близорукость не связаны. А вот с отсутствием прогулок у этого диагноза связь есть.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
«Ограничение гаджетов — последний способ профилактики близорукости»
Начнём с главного. После онлайн-обучения и вечеринок в зуме детям и взрослым надо будет срочно бежать к окулисту?
Проблема слишком раздута. В России, в странах СНГ создается избыточный страх перед гаджетами и зачем-то поддерживается врачами. Да, есть исследования, которые подтверждают — чем больше дети ходят в школы, учатся, тем выше риски развития близорукости.
Но (и это тоже подтверждено исследованиями) близорукость развивается не из-за чтения и не из-за компьютера. Это скорее связано с тем, что слишком загруженные учебой дети мало бывают на свежем воздухе.
Ограничение компьютеров, планшетов если и может считаться профилактикой близорукости, то только в какую-то десятую очередь. Именно эту проблему я бы не раздувал.
Как прогулки на воздухе связаны со зрением?
А если дофамина нет или его мало, то глаз будет расти бесконечно долго, весь период детства и юности, а рост глаза — это и есть близорукость. То есть чем больше ваш минус, тем длиннее у вас глаз. Так вот прогулки на открытом воздухе как раз таки способствуют выработке дофамина. Солнечный свет — это первое звено, которое создает профилактику близорукости.
Черника, гимнастика для глаз, физиотерапия, какие-то БАДы как средства предотвращения близорукости не работают.
Можно ли усилить выработку дофамина в сетчатке, не гуляя?
Для того чтобы дофамин вырабатывался в сетчатке в достаточном количестве, нужно освещение от 2,5 тысячи люкс. Искусственная лампа не может этого обеспечить — даже в телевизионной студии при включенных прожекторах насчитывается всего лишь тысяча люкс. А в пасмурный день, например в декабре, на улице 5–6 тысяч люкс.
Исследований, связывающих искусственное освещение и развитие близорукости, просто нет, поэтому главный метод ее профилактики — это все-таки прогулки
Есть еще один вариант подстегнуть выработку дофамина — это мягкие детские контактные линзы, которые создают миопический дефокус на периферии сетчатки, а он, в свою очередь, способствует синтезу этого медиатора.
Месяц-два изоляции и отсутствия прогулок могут сказаться на зрении?
Да, конечно, могут. Если близорукость уже начала появляться, это может усилить ее рост. Например, зимой близорукость растет быстрее, чем летом, и это, скорее всего, связано с тем, что дети зимой меньше гуляют, продолжительность дня короткая. Получается, изоляцией мы как бы продлеваем зиму, что не очень хорошо.
Другое дело, что сильно переживать по этому поводу я бы не советовал: если близорукость будет мешать человеку в будущем, можно сделать операцию. Они довольно качественные и безопасные.А можно забить: если минус у вас небольшой, то примерно после 40 лет, когда у других людей начнет появляться дальнозоркость, у вас зрение, наоборот, скомпенсируется.
«Все дети должны быть дальнозоркими, но до каких-то значений»
Как понять, что у маленького ребенка портится зрение?
Это очень хороший вопрос. Нужно уяснить, что понять это невозможно. Даже если маленький ребенок, дошкольник ослепнет на один глаз полностью, мы просто так в быту не сможем это понять. Почему? Потому что он не скажет. У детей есть одна психологическая особенность: они почти никогда не жалуются. А кроме того, еще и скрывают иногда, если что-то не получается, особенно маленькие дети.
А по поведению ребенка это никак отследить нельзя?
Даже если зрение ребенка в 4–5 раз ниже нормы, вы никогда не заметите это по поведению, особенно если этот ребенок еще не учится в школе и не должен, к примеру, переписывать задания с доски, сидя за задней партой.
Ребенок будет видеть самолет в небе, будет узнавать папу, маму. У родителей есть ложное представление, что ребёнок должен спотыкаться и врезаться, если у него портится зрение.
Но когда доходит до такого, зрение ребенка должно быть уже совсем плохим.
Самостоятельно можно понять, что ребенок плохо видит, только когда он прищуривается, прикрывает один глаз, косить начал
Но это какой-то небольшой процент случаев. Основную массу заподозрить и диагностировать может только окулист.
Как часто нужно посещать офтальмолога?
На самом деле не очень часто. До школы достаточно трех полноценных осмотров, но они должны быть качественно проведены, со всеми необходимыми манипуляциями — в таком случае вы исключите 99,9% патологий.
Глазные болезни встречаются не настолько часто, как лор-болезни, к примеру. Важно показываться окулисту? Важно. Но ходить к нему каждый год нет смысла. В год, в три года, перед школой, а далее — по жалобам.
Если осмотр некачественный, что врачи чаще всего упускают?
Чаще всего мы упускаем у детей дальнозоркость. Небольшая дальнозоркость — это норма. А вот дальнозоркость больше 2,5 диоптрий должна вызывать у офтальмолога тревогу. Чем выше напряжение, тем выше риск развития косоглазия.
Если у вашего ребенка, тем более дошкольника, 0,5 +1 — это нормально. Все дети должны быть дальнозоркими, но они должны быть дальнозоркими до каких-то значений.
Согласно исследованиям, дальнозоркость +3 диоптрии и выше вызывает косоглазие где-то в 15% случаев.
«Родители думают, что ребенок ленится, не хочет учиться, а ему просто некомфортно смотреть на текст»
Если школьник жалуется на дискомфорт при чтении, письме — стоит подозревать у него дальнозоркость?
Не всегда. Есть, например, такое состояние — недостаточность конвергенции. Жалобы на дискомфорт при чтении, при письме, жалобы на то, что буквы раздваиваются, строчка уезжает куда-то, у ребенка могут возникать не только потому, что он плохо видит на близком расстоянии.
Конвергенция — это приведение глаз кнутри. При взгляде вдаль линии нашего взора параллельны друг другу, когда мы переводим зрение на близкое расстояние, то глаза двигаются кнутри и должны длительное время удерживаться в этом состоянии.
Многие дети не могут удерживать глаза в таком состоянии: один глаз все время как бы уезжает обратно.
Это опасно?
Если необходимость чтения, постоянного письма не жизненно важная функция, мы вполне можем прожить с этим состоянием и даже его не заметим.Но если речь идет о школьнике, которому необходимо много писать и читать, а ему это делать дискомфортно, то может просто ухудшиться качество его жизни, снизятся оценки.
В большинстве случаев ребенок не может описать неприятные ощущения, ему просто неудобно, а родители не понимают, в чем дело, и считают, что человек ленится, не хочет делать уроки.
При этом проверить, все ли в порядке в данном случае, можно даже дома: взять карандаш, поднести его к носу ребенка и попросить на него посмотреть. Если ребенок секунд на 15 сможет удержать глаза в приведенном состоянии, значит, с конвергенцией, скорее всего, все нормально. Но окончательный диагноз, конечно, должен в любом случае поставить врач.
Как лечат недостаточность конвергенции?
Это единственное состояние в офтальмологии, которое лечится гимнастикой. В офтальмологии больше ничего гимнастикой не лечится. Какие именно упражнения делать и как, расскажет офтальмолог.
Какие болезни или состояния, не связанные со зрением, требуют наблюдения у офтальмолога?
Среди обеспеченных людей первая причина необратимой слепоты и слабовидения — сахарный диабет. Но это случается скорее у взрослых. Говоря о детях, я бы скорее отдельно отметил детей с синдромом Дауна. У таких детей очень часто встречается глазная патология, упустив которую можно упустить массу возможностей для развития ребенка.
Например, у многих детей с синдромом Дауна дальнозоркость сочетается с отсутствием способности фокусироваться на близкое расстояние. Но офтальмологи очень часто этого не знают и рутинно выписывают очки, которые корректируют только вдаль.
При этом, когда ребенок пытается рассмотреть что-то вблизи, он не видит это четко. Родители, педагоги, не знающие этого, продолжают с ним заниматься, показывают картинки, пытаются учить буквам, но ничего не получается.
Они списывают это на особенности ребенка, а дело в том, что он просто не видит.
Получается, человеку нужно выписывать сразу два типа очков: для дали и для близкого расстояния?У таких детей обязательно нужно проверять способность фокусировать зрение на близкое расстояние. И если есть нарушение (и при этом присутствует дальнозоркость) — выписывать бифокальные очки. Именно это очень часто упускается, и человек теряет важное для его развития время — когда можно научиться хорошо читать, писать, можно начать учиться в школе.
Бифокальные очки — очки, верх которых предназначен для дали, а нижняя их часть — это дополнительная линзочка, способная сфокусировать зрение на близкое расстояние.
У таких очков есть волшебное свойство: когда дети носят их длительное время, у них развивается способность к аккомодации, то есть через время они компенсируются и могут уже использовать обычные монофокальные очки, более простые и дешевые. Но очень важно вовремя заподозрить и диагностировать эту патологию.
Во-первых, в таком случае вы не упустите важное для развития ребенка время, а во-вторых, если ребенок с синдромом Дауна не будет своевременно адаптирован к очкам, то потом, в более старшем возрасте, это будет достаточно сложно сделать.
«Есть комфорт, который можно улучшить»
Стоит ли подросткам, которые носят линзы, сейчас перейти на очки? Чтобы, например, меньше прикасаться к глазам, иметь дополнительный защитный барьер от вируса?
О коронавирусной инфекции мы, во-первых, знаем все еще довольно мало. Поэтому я бы не стал давать таких строгих рекомендаций. Лучше просто почаще мыть руки, не прикасаться к лицу.
Потому что, если человек не будет соблюдать правила гигиены, очки его все равно не спасут: да, он, возможно, с меньшей вероятностью занесет инфекцию через глаза.
Но есть же еще нос, рот — в чем разница? Руки-то одни и те же.
А о реорганизации рабочего места ребенка сейчас стоит подумать? Может быть, с учетом домашнего обучения его стоит как-то усовершенствовать?
Я бы тут подходил с позиции комфорта. У нас есть две категории, которые стоит различать. Первая категория — это вред здоровью, вторая — комфортно/некомфортно. Доказательных фактов о том, что какое-то несовершенное рабочее место, например стул неправильного размера, может нанести существенный вред здоровью глаз, нет. Но есть комфорт, который можно улучшить.
Например, вы можете поставить в комнате увлажнитель воздуха. Когда ребенок сидит за компьютером, глаза у него немного подсыхают, после рабочего дня в режиме онлайн может наблюдаться усталость, покраснение. Увлажнитель решает эту проблему.
Монитор хорошо бы расположить непосредственно на уровне лица, потому что иначе у человека будет неполноценное моргание и снова сухость глаз
Но это я отвечаю на вопрос, что нужно сделать, если хочется что-то сделать. Для себя и своих детей я бы этим вопросом просто не задавался. Если вы хотите создать максимальный комфорт ребенку, следуйте этим правилам. Но я считаю, что вполне можно их игнорировать, жить так, как вам удобней. И не заморачиваться.
Источник: https://mel.fm/zdorovye/7421859-ophthalmologist
Развитие зрения детей и его особенности
Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире – пожалуй, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи.
Орган зрения ребенка состоит из глазного яблока, зрительных нервов и зрительных центров в головном мозге. В глазном яблоке расположены его оптическая система и светочувствительный слой – сетчатка.
Оптическая система глаза состоит из роговицы, передней и задней камер, заполненных водянистой влагой, хрусталика и стекловидного тела. Вокруг глаза расположены глазодвигательные мышцы.
Оптическая система создает изображение на сетчатке, в клетках которой происходит трансформация световых сигналов в нервный импульс. Нервный импульс по зрительному нерву передается в головной мозг.
Движения глаз осуществляется с помощью шести мышц. Глаза находятся в непрерывном движении; существуют разные виды движения глаз.
Орган зрения ребенка проходит несколько этапов развития.
Первый этап – это формирование предметного зрения. В первые дни жизни взгляд у ребенка блуждающий, движения глаз не сопряжены. К 2-3 месяцам появляется предметное зрение – ребенок смыкает веки при быстром приближении предмета, рассматривает свои ручки, узнает материнскую грудь.
В 6-8 месяцев у ребенка возникают способности различать простые геометрические фигуры, видеть себя в зеркале, в 12 месяцев узнавать себя на фотографиях.
В дальнейшем пространственное зрение быстро прогрессирует, чему весьма способствует умение ребенка ходить и исследовать окружающие удаленные объекты с помощью не только глаз, но и рук.
Ко второму году жизни дети уже могут различать рисунки.
Второй этап – это формирование бинокулярного зрения.
Бинокуляное зрение означает зрение двумя глазами. Наивысшая степень бинокулярного зрения обозначается как глубинное, пространственное, стереоскопическое. Восприятие глубины возможно только двумя глазами. Зрение одним глазом дает представление лишь о высоте, ширине, форме предмета, но не позволяет судить о взаиморасположении предметов в пространстве.Бинокулярное зрение – важная зрительная функция. Формируется бинокулярное зрение к 7-15 годам. Но уже с 6-8 недельного возраста появляются ассоциированные одноименные движения, когда глаза направляются в одну сторону. С 3-го месяца возникает конвергенция, также имеющая значение для развития бинокулярного зрения.
С 5-6 месяцев начинает формироваться фузия – способность к слиянию изображений, появляющихся на обеих сетчатках, в однокорковое. Фузия укрепляется 5-6 годам. Фузия может быть врожденно слабой, а то и вовсе отсутствовать. Отрицательно действуют на фузию истощающие заболевания, повреждение черепа, психические травмы, ослабляя и даже уничтожая фузионную способность.
Третий этап – это эмметропизация глаз.
Подавляющее большинство детей (по разным данным – до 80% и более) рождаются гиперметропами, что обусловлено короткой передне-задней осью глазного яблока новорожденного (16-18vмм).
По мере роста глазного яблока гиперметропия постепенно уменьшается до +1,0D или переходит в эмметропию.
Проверка зрения у детей
Проверка глаз и зрения у детей младшего о дошкольного возраста должна осуществляться как можно раньше.
Как можно проверить зрение малыша, что он именно видит? Такая проверка осуществляется косвенным образом: малыш сидит на руках у мамы, один глаз у него прикрыт, и ему показывают игрушки, яркие картинки.
Начиная с года остроту зрения у детей можно исследовать с помощью показа им с различных расстояний неодинаковые по величине игрушки, с трех лет – детские таблицы для определения остроты зрения.
Следует помнить, что острота зрения, равная 1,0 и более, формируется у большинства детей к 6-7 годам. Поэтому не всегда зрение меньше 1,0 обязательно связано с какими-то аномалиями или патологическими изменениями со стороны зрительного анализатора.В 1 год – 0,3-0,6; в 2 года – 0,4-0,7; в 3 года – 0,6-1,0; в 4 года – 0,7-1,0; в 5 лет 0,8-1,0; в 6-7 лет – 0,9-1,0; в 8-15 лет 0,9-1,0.
Исследование остроты зрения у детей имеет очень важное значение. Ее нарушение может свидетельствовать о ряде тяжелых заболеваний, связанных с нарушением свойств роговицы, хрусталика, стекловидного тела, сетчатки, зрительного нерва и зрительных центров.
Основные формы зрительной патологии
Аномалии рефракции являются клинико-анатомическим признаком, наиболее часто встречающимися у детей с патологией зрения.
Дальнозоркость и дальнозоркий астигматизм – одна из частых причин понижения зрения в детском возрасте. По данным медицинского осмотра детей это патология составляет 37,1%. На втором месте – слабость аккомодации – 29%.
Близорукость чаще стала встречаться в дошкольном возрасте, удельный вес составляет 7,4%.
Установлено, что количество близоруких школьников увеличивается по мере перехода с юга на север.
Косоглазие – сложный зрительный дефект, который отрицательно сказывается на функциях глаза и внешнем облике ребенка. На земном шаре имеется около 120 миллионов косящих.
Оно отрицательно влияет на психическое развитие ребенка и ограничивает профессиональную пригодность во многих гражданских профессиях и военных специальностях.
Основной симптом косоглазия – это нарушение в симметричном положении глаз при взгляде прямо или при других направлениях взора. Принято различать сходящееся косоглазие и расходящееся. Нередко имеется вертикальный компонент.
Предупреждение развития косоглазия и его осложнений является одной из важнейших задач работы по охране зрения у детей. Родовые кровоизлияния в центральную нервную систему – одна из частых причин паралитического косоглазия.Индивидуальная профилактика косоглазия у каждого ребенка состоит в охране его зрения с первых дней жизни. Недостаточное, а равно слишком яркое освещение, прямые солнечные лучи, свет от незащищенной лампы неблагоприятны для глаз.
Подвешивание игрушек на близком расстоянии от ребенка вызывает напряжение аккомодации и конвергенции, может способствовать развитию косоглазию и близорукости. Лечение косоглазия – очень сложный и длительный процесс.
Другие причины снижения зрения
- Патология хрусталика. Наиболее распространенной патологией хрусталика является его помутнение – катаракта. Катаракта – одна из причин слепоты и слабовидения у детей.
- Патология сосудистого тракта – это чаще всего врожденные хориоретиниты тосоплазмозной этиологии.
- Патология зрительного нерва – это атрофии зрительного нерва, врожденные аномалии развития зрительного нерва.
- Врожденная глаукома или «водянка глаза» — это повышение внутриглазного давления.
- Ретинобластома –это злокачественная опухоль на глазном дне(сетчатке).
- Ретинопатия недоношенных.
- Патология сетчатки – это дистрофии, отслойка сетчатки при высокой степени близорукости, при травмах, при сотрясениях тела.
Крупнейший немецкий естествоиспытатель прошлого века Г.
Гельмгольц писал: «Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы».
Наталия Орлова.
Женя хочет быть пилотом —
Править быстрым самолетом,
Все моря на белом свете
Переплыть желает Петя,
Будет Николай шофером,
Павлик электромонтером
И охотником Илья.
Но для этого, друзья,
Кроме знанья и уменья —
Всем необходимо зренье!
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59f276e65816694f429c8d1a/5a0effb89d5cb37ac3746578
Конвергенция глаз: её нарушения и упражнения для тренировки
При бинокулярном зрении, а точнее, в ходе совмещения монокулярных зрительных изображений и создания условий для их слияния в бинокулярный образ огромное значение имеет конвергенция глаз.
В случае видимого или скрытого косоглазия у детей, она нередко нарушается. При этом зачастую отмечается ее ослабление, неустойчивость или полное ее отсутствие.
У детей с вылеченным косоглазием (интропией и инфорией) нарушения конвергенции могут вызвать декомпенсацию равновесия глазных мышц, нарушение симметричного положения глаз, а также развитие обратной девиации (отклонению глаза в обратном направлении).
При скрытом расходящемся косоглазии, нарушения конвергенции часто вызывают мышечную астенопию, появление и усиление функциональной близорукости, прогрессирование осевой миопии и переход скрытого косоглазия в явную форму.
Как проверить состояние конвергенции глаз?
Состояние конвергенции глаз ребенка можно проверить самостоятельно, достаточно простым способом. Этим же способом можно контролировать эффективность тренировок:
- Необходимо посадить ребенка к себе лицом на отдалении 60-80 см и закрыть один свой глаз.
- Посередине между собой и ребенком, необходимо поставить в вертикальное положение карандаш так, чтобы открытым своим глазом видеть его как бы в наложении на лицо ребенка по срединной линии «переносье – подбородок».
- При этом, верхний конец карандаша, должен располагаться на уровне глаз ребенка.
- Ребенку нужно предложить смотреть в открытый Ваш глаз и выяснить, сколько карандашей он при этом видит – один или два (при наличии бинокулярного зрения, в таком случае возникает физиологическая диплопия или двоение предметов).
- В случае, когда ребенок видит один карандаш, тест можно закончить. Налицо нарушение бинокулярного зрения (зрительное впечатление подавлено в одном из глаз), которое требует дополнительного лечения.
- Если ребенок видит два карандаша, нужно предложить ему смотреть далее только на верхний кончик карандаша, который начните медленно приближать к его лицу внимательно следя за проекцией карандаша на срединную линию лица ребенка.
- В случае отсутствия конвергенции, по степени приближения карандаша, один глаз ребенка будет все явственнее поворачиваться к носу, в то время, как второй глаз, будет все сильнее поворачиваться к виску (кнаружи).
- При наличии конвергенции, по мере приближения к лицу ребенка карандаша, оба его глаза симметрично станут поворачиваться к носу. Так будет продолжаться, пока расстояние между переносьем и карандашом (в случае нормального объема конвергенции) не сократится до 5-6 см или ближе. После этого, повернутым к носу, остается один глаз, а второй отклоняется кнаружи.
- Затем, нужно определить и записать наименьшее расстояние от карандаша до глаз, при котором повернутыми к носу были еще оба глаза (это расстояние называют «ближайшей точкой конвергенции»), при последующем лечении, оно должно уменьшаться.
- Далее, поместите карандаш на расстоянии 10 см от переносья ребенка, попросите его смотреть на карандаш в течение 1-1,5 минут. При устойчивой конвергенции, глаза будут симметрично повернуты к носу в течение всего времени просмотра и стоять неподвижно, без каких-либо неприятных ощущений для ребенка. Если один либо оба глаза начали колебаться спустя минуту или меньше или возник зрительный дискомфорт, нужно записать время устойчивой позиции его глаз. Во время последующих тренировок, это время должно увеличиваться.
- Предложите ребенку, усилием воли без карандаша свести оба глаза к носу и посмотреть на свое переносье (не на лоб и не на кончик носа). Если ему это удается, значит ребенок обладает «волевой конвергенцией» и может ее использовать в процессе дальнейших занятий.
Лечение нарушений конвергенции
При отсутствии конвергенции, не менее четырех раз в день, ежедневно обязательно проводить следующее лечебное упражнение, длительностью 3-5 минут:
- На расстоянии в 20-30 см от глаз пациента вертикально устанавливается карандаш (можно использовать собственный палец) и просят смотреть мимо него вдаль. Пациент при этом должен видеть 2 изображения карандаша (или пальца).
- В продолжении упражнения, пациенту сначала нужно посмотреть на видимое изображение правого объекта (карандаша или пальца), таким образом, чтобы был виден левый объект. После этого, нужно перевести медленный взгляд на левый объект, стараясь не потерять правый из виду.
- Подобную попеременную фиксацию пациенту необходимо делать и далее, для начала в медленном, а после в ускоряющемся постепенно темпе, предпринимая попытки посмотреть на объект двумя глазами одновременно. При успешной попытке видимые двойные изображения друг к другу приближаются, а в случае включения механизма конвергенции – сливаются друг с другом в единое изображение.
Для усиления уже имеющейся конвергенции применяют 3 упражнения, которые выполняют ежедневно по 3-4 раза в течение 3-5 мин. Их можно чередовать, применяя в разных сеансах то одно, то другое упражнение. Но в течение дня каждое из упражнений обязательно сделать 3-4 раза.
- Упражнение №1. Пациент вертикально устанавливает карандаш (или свой палец) в отдалении от глаз на 15-20 см, после чего, 15-20 секунд смотрит вдаль (лучше на горизонт за окном), фиксируя при этом внимание на двойном изображении карандаша, затем переводит свой взгляд на карандаш (как бы сливая двойные его изображения). Таким образом, на карандаш необходимо смотреть не менее 5-7 секунд, после чего снова смотреть вдаль и повторять цикл. При каждом новом цикле или перед началом очередного упражнения, карандаш обязательно придвигают на 0,5-1 см к глазам.
- Упражнение №2. Пациент устанавливает карандаш (или свой палец) вертикально на расстояние вытянутой руки и, зафиксировав его взглядом, медленно начинает приближать объект к глазам до возникновения его двоения, затем в том же темпе, отодвигает карандаш от себя, пытаясь усилием воли как можно быстрее слить двойные изображения объекта. После этого, карандаш отодвигается на прежнее расстояние вытянутой руки, цикл повторяется.
- Упражнение №3. Данное упражнение целесообразно применять у пациентов, которые имеют волевую конвергенцию. В начале его выполнения, пациент становится к окну лицом так, чтобы был виден горизонт (или любая дальняя перспектива). Усилием воли, ему необходимо свести глаза к переносью и удерживать их в течение 5-7 секунд, затем не менее 15-20 секунд смотреть вдаль и вновь свести глаза к переносью, т.е. повторять цикл. За сеанс нужно сделать 3-5 циклов.
Для повышения устойчивости конвергенции обязательно выполнять следующее упражнение:
- Сначала нужно определить ближайшую точку конвергенции (как описано выше) и, в эту позицию либо дальше на 1-2 см от глаз установить карандаш. Вначале пациента просят по возможности дольше фиксировать карандаш обоими глазами, затем дают ему отдохнуть, глядя вдаль, далее повторяют цикл. За сеанс должно быть выполнено 2-3 цикла. Повторяют упражнение 2-3 раза ежедневно.
Для выполнения упражнения №3, пациента можно научить волевой конвергенции. Это делается следующим образом:
- Нужно поставить карандаш (палец) на расстоянии 10-12 см от глаз и предложить смотреть на него. При удачной попытке пациента свести глаза к носу, необходимо предложите ему, удержать глаза в таком положении усилием воли и после того, как карандаш убрали. Сделав несколько удачных попыток, пациент постепенно научится удерживать глаза в этом положении.
Затем нужно предложить ему сводить глаза не используя карандаш. Через какое-то время у него станет получаться и он сможет применять волевую конвергенцию при выполнении упражнений.
Обратившись в Московскую Глазную Клинику, каждый пациент может быть уверен, что за результаты лечения будут ответственны одни из лучших российских специалистов.
Уверенности в правильном выборе, безусловно, прибавит высокая репутация клиники и тысячи благодарных пациентов.
Самое современное оборудование для диагностики и лечения заболеваний глаз и индивидуальный подход к проблемам каждого пациента – гарантия высоких результатов лечения в Московской Глазной Клинике. Мы проводим диагностику и лечение у детей старше 4 лет и взрослых.
Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в «Московскую Глазную Клинику» Вы можете по телефону 8 (800) 777-38-81 (ежедневно с 9:00 до 21:00, бесплатно для мобильных и регионов РФ) или воспользовавшись формой онлайн-записи.Источник: https://mgkl.ru/patient/stati/konvergentsiya-glaz-uprazhnenia
Что такое конвергенция глаз?
Явная недостаточность конвергенции глаз проявляется у детей или взрослых неспособностью свести зрачки к переносице. Причиной тому служит спазм внутренних, внешних и нижних прямых мышц глаза. При своевременной диагностике терапия сводится к регулярному выполнению упражнений, а в запущенной форме приводит к потере зрения.
Что это такое и как проявляется?
Конвергенция представляет собой процесс сближения зрительных осей глаз к носу, с фиксацией на располагающемся предмете.
Физиологически этот акт обоснован одновременным сокращением внутренних мышц, которое сопровождается миозом и аккомодацией глазных яблок.
Конвергенция глаз является рефлекторным процессом бинокулярного зрения. Характеризуется нарушениями со стороны нервно-мышечной и сенсорной системы.
Если у ребенка вовремя обнаружить нарушения бинокулярного зрения, лечение может быть основано только на применении специальных упражнений.
Недостаточность конвергенции глаз встречается у каждого 5 ребенка, чаще всего не диагностируется, так как обычная проверка офтальмолога не в состоянии определить отклонения. Иногда детям ошибочно ставят диагноз «гиперактивность», из-за того, что во время чтения им очень сложно сосредоточиться.
Причины нарушений
Болезни, связанные с центральной нервной системой, могут быть причиной данных проблем.
Наиболее распространенным фактором возникновения расстройств содружественных движений глазных яблок являются проблемы с ЦНС, так как процесс активности зрачков регулируется центрами коры больших полушарий, средним мозгом, мостом и мозжечком. Во взрослом возрасте причиной конвергенции является ранее перенесенный инсульт или проблемы с двигательными корешками нервных окончаний.
- Мост
- Одностороннее нарушение. Горизонтальный парез в сторону поражения.
- Двухстороннее повреждение. Движения глазных яблок допускается лишь в вертикальной плоскости.
- Крыша среднего мозга
- Парез взора вверх и плохая реакция зрачков на свет. Причиной состояния служит у людей до 45-ти лет гидроцефалия и пинеалома, а у пожилых — инсульт.
- Средний мозг
- Нарушается параллельность зрительных осей, возникает косоглазие в вертикальной плоскости. Характеризуется наличием глазодвигательных нарушений.
Симптоматика
У пациента появляется ряд признаков, свидетельствующих о наличии нарушений, такие как:
Одним из признаков патологии является диплопия, которая проявляется как раздвоенное изображение предметов.
- диплопия;
- астенопия;
- осциллопсия;
- зрение временно мутнеет;
- очень сложно поддерживать зрительную функцию на близком расстоянии;
- нехарактерная усталость;
- головная боль;
- искривление осанки.
У детей симптомы конвергенции глаз провоцируют проблемы с чтением, процессом обработки и понимания текста, из-за невозможности четко видеть написанное и расплывчатости изображения. Напрягаясь, чтобы сфокусировать зрение, ребенок подвергается переутомлению и как следствие частым головным болям.
У него возникают проблемы с учебой, спортом и социализацией.
Методы диагностики
Проверка глазодвигательных функций:
- исследование диапазона глазных движений в различных направлениях;
- стабилизации зрачка;
- саккада;
- поступательные скользящие движения зрачков;
- возможность сводить глаза к носу;
- диагностика косоглазия при помощи теста с использованием прикрытого глаза.
Исследование глазодвигательных рефлексов:
- проба «кукольный глаз»;
- наличие симптома Белла (поворачивание глаза кверху при его закрытии).
Лечение патологии
Регулярное выполнение упражнений поможет избежать хирургического вмешательства.
При плохом зрении, связанном с недостаточностью конвергенции, рекомендованы каждый день лечебные тренировки, которые состоят из таких упражнений:
- Поставить ручку на расстоянии 30 см от глаз и направить взор мимо нее. Человек должен видеть 2 изображения.
- Необходимо смотреть на контур ручки слева, при этом не упускать из виду правую. Переведя взгляд вправо, повторить в другую сторону.
- Вначале тренировки фиксацию делать медленно, затем ускорять темп.
Упражнения, применяемые для увеличения способности равномерно сводить глаза к носу, проводят регулярно 1—2 раза в день.
Тренировка глазных мышц сводится к монотонному повторению одинаковых движений, с целью стабилизации зрения. При прогрессировавшем развитии косоглазия, показано проведение оперативного вмешательства.
Врачи хирургическим путем фиксируют глазодвигательные мышцы и стабилизируют положение зрачков.
Источник: https://EtoGlaza.ru/trenirovki/konvergentsiya-glaza.html
Симптомы и лечение недостаточности конвергенции — Здоровья Глаз — 2020
Недостаточность конвергенции — это нарушение зрения и зрения, часто встречающееся у детей и молодых людей. Это расстройство глазных мышц затрудняет поворот глаз внутрь, когда они смотрят вниз, чтобы прочитать или сфокусироваться.
При попытке сфокусироваться на близлежащем объекте нормальные глазные мышцы заставляют глаза сходиться или поворачиваться внутрь. Это позволяет нам иметь хорошее слияние и бинокулярное зрение, чтобы наши глаза сохраняли одно изображение.
Если наши глаза недостаточно сходятся, у нас могут возникнуть проблемы с чтением и даже может возникнуть двойное зрение.
Может быть не всегда очевидно, что кто-то страдает от недостаточности конвергенции, потому что симптомы могут различаться. Люди с недостаточностью конвергенции часто жалуются на следующие симптомы при чтении или интенсивной работе вблизи:
- Усталые глаза
- Головные боли
- Перемещение или наложение слов
- Двойное зрение
- Сложность концентрации
- Трудность чтения на любой промежуток времени
- Прищуриться или закрыть один глаз
Недостаточность конвергенции присутствует у одного из каждых 20 детей. Скорее всего, у одного-двух детей в каждом классе есть это условие. Дети с недостаточностью конвергенции часто считаются ленивыми или разрушительными в классе. Они имеют тенденцию иметь плохое внимание и часто устают легче при чтении.
диагностика
Недостаточность конвергенции обычно не обнаруживается при регулярных обследованиях зрения. Зачастую единственный способ правильно поставить диагноз — обратиться к окулисту, окулисту или офтальмологу. На самом деле, оптометристы или офтальмологи с детским или поведенческим зрением лучше справляются с этим заболеванием.
Есть несколько характеристик, которые глазные врачи ищут при правильной диагностике недостаточности конвергенции.
- Большая, чем обычно, экзофория — Во-первых, глазные врачи обнаруживают, что у пациента, страдающего недостаточностью конвергенции, имеется большая экзофория. Фория — это естественное положение покоя глаза. У людей, которые страдают от проблемы конвергенции, естественное положение глаз покоя является скорее внешним положением. В результате этот человек не только пытается приблизиться к ближней цели, но и сначала должен преодолеть это большее положение покоя наружу, а затем нормально сходится к цели.
- Уменьшенный NPC — Во-вторых, люди, которые страдают от недостаточности конвергенции, имеют пониженную точку конвергенции (NPC). NPC — это измерение того, насколько близко цель фиксации может быть поднесена к носу при сохранении хорошего бинокулярного зрения. Обычный NPC может быть всего 1 см или даже до самого носа. Человек с хорошей фузионной вергензией может держать цель в одиночестве вплоть до «носа». NPC всего 10 см считается удаленным или за пределами нормальных пределов. Человек не может подвести глаза внутрь и поддерживать хорошее бинокулярное зрение на расстоянии более 10 см.
- Низкие бинокулярные резервы слияния — В-третьих, люди с недостаточностью конвергенции также имеют низкие диапазоны фузионной вергенции. У нас обычно есть диапазон, в котором наши мышцы могут расходиться или сходиться наши глаза. Люди с нормальным зрением имеют довольно большой диапазон, из которого они могут быстро двигать глазами, чтобы поддерживать хорошее бинокулярное зрение. Людям с низким уровнем фьюжн-резервов нет места для компенсации. В результате они не могут сходиться столько, сколько требуется. Некоторые люди с недостаточностью конвергенции жалуются на двойное зрение.
- Приспособительная недостаточность — Иногда дети и молодые люди с конвергентной недостаточностью также имеют аккомодационную недостаточность. Хотя вы можете иметь одно без другого, они оба часто вызывают проблемы, потому что аккомодация и конвергенция тесно переплетены неврологически. Приспособление — это автоматический рефлекс, возникающий, когда мы фокусируемся на ближнем объекте. Мышца в глазу, а также хрусталик глаза изменяются, что позволяет увеличить силу фокусировки. Это позволяет близким объектам становиться ясными. Аккомодационная система и система конвергенции глаза тесно переплетены, и одно может влиять на другое.Люди с недостаточной конвергенцией часто имеют недостаточную степень конвергенции на количество аккомодации, которую делает их глаз. Говорят, что они имеют низкое соотношение аккомодации и конвергенции. Глазные врачи могут измерить это соотношение, чтобы увидеть, находится ли оно за пределами нормы.
лечение
Большинство специалистов по уходу за глазами рассматривают недостаточность конвергенции, используя домашнюю терапию, называемую «отжимания карандашом». Во время отжиманий карандашом пациент следит за маленькой буквой или изображением на карандаше.
Карандаш медленно подносится к переносице. Цель состоит в том, чтобы письмо было четким и без единого взгляда. Пациент начинает рисовать карандаш ближе к носу. Каждый день цель состоит в том, чтобы приблизить его все ближе к носу и удерживать фиксацию с ясным, единым зрением.
Отжимания карандашом повторяются по 10-15 минут в день.
Поскольку результаты отжиманий от карандаша очень сильно различались, исследование, проведенное Национальным институтом глаз, было известно как исследование по лечению недостаточности сходимости (CITT). Это было первое хорошо спланированное исследование, сравнивающее различные методы лечения.
В 12-недельном исследовании сравнивались три формы терапии зрения, две из которых — терапия на дому и одна — на дому, проводимая обученным терапевтом.Исследование показало, что примерно 75 процентов из тех, кто получал терапию в кабинете у квалифицированного терапевта, а также лечение на дому, сообщали о меньшем количестве и менее серьезных симптомах, связанных с чтением и другими близкими к работе, по сравнению с людьми, которые получали только терапию на дому.
Другие Обработки
Призма очки — Специальная сила, которая перемещает изображения, называется призмой и может быть введена в рецепт для очков.
Призма приводит к смещению изображений, так что человеку с недостаточной конвергенцией не приходится так сильно сходиться. Это не излечивает состояние, но устраняет многие симптомы.
Проблема с призмой в том, что некоторые люди могут адаптироваться к ней. В результате большее количество призмы должно быть предписано для достижения того же эффекта.
Хирургия — Хирургия, как правило, является последним средством недостаточности конвергенции, так как это состояние хорошо поддается лечению зрения.
Слово от DipHealth
Не стоит недооценивать влияние, которое такое состояние, как недостаточность конвергенции, может оказывать на способность ребенка к чтению, концентрацию, понимание и образование у ребенка или молодого взрослого.
Если ребенок играет в классе, это может быть связано с проблемой зрения, такой как недостаточность конвергенции. Родители должны знать, что недостаточность конвергенции может вызвать многочисленные симптомы, которые затрудняют чтение и понимание.
Тем не менее, у врачей теперь есть доказательства того, что офисная терапия для зрения с обученным терапевтом плюс усиление терапии на дому могут лечить это состояние и устранять симптомы.
- кувырок
- Эл. адрес
- Текст
Была ли эта страница полезной? Спасибо за ваш отзыв! Какие у вас проблемы? Источники статьи
- Исследовательская комиссия по лечению недостаточности конвергенции. Рандомизированное клиническое исследование методов лечения недостаточности симптоматической конвергенции у детей. Арка Офтальмол, октябрь 2008.
Источник: https://ru.diphealth.com/307-convergence-insufficiency-symptoms-and-treatment-4137328-25